Сейчас вы читаете газету за 01.07.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Среда | 01.07.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Политика  
 
 
Победа Ахмадинежада повторно подтверждена
Победа Ахмадинежада повторно подтверждена
В Иране наблюдается системный кризис исламского режима
Среда, 01.07.2009

размер шрифта  

Высший законодательный орган Ирана - Совет стражей Конституции - завершил в понедельник пересчет выбранных наугад 10% бюллетеней, поданных избирателями в ходе президентских выборов, прошедших 12 июня в Исламской Республике. По информации Иранской государственной телерадиовещательной корпорации ИРИБ, повторный подсчет голосов подтвердил победу действующего президента Махмуда Ахмадинежада над своим соперником - кандидатом от оппозиции Мир Хусейном Мусави.

"Совет стражей Конституции в письме к министру внутренних дел объявил итоговое решение совета... и подтвердил точность подсчета результатов голосования на президентских выборах", - говорится в сообщении ИРИБ. "После завершения полной проверки мы подтверждаем результаты состоявшихся выборов", - заявил глава Совета стражей аятолла Ахмад Джанати.

Согласно официальным данным, за Махмуда Ахмадинежада, баллотировавшегося на второй срок, проголосовали 63 процента пришедших на выборы иранцев. Однако сторонники проигравшего Ахмадинежаду представителя так называемых реформаторов Мир Хусейна Мусави отказались признать объявленные результаты и, заявив об их подтасовке, начали акции протеста, позднее перешедшие в массовые беспорядки.

По словам властей, в результате волнений погибли 17 человек. В свою очередь оппозиционеры заявили, что во время разгона демонстрантов были убиты 150 человек. После этого правительство согласилось на пересчет 10 процентов голосов и признало нарушения на некоторых участках для голосования. 26 июня Совет стражей Конституции Ирана, состоящий из 12 членов, объявил, что в результате проверки обнаружены незначительные нарушения, которые не влияют на итоги выборов. Проверка была продлена еще на несколько дней, по окончании которой и было вынесено окончательное решение о подтверждении итогов выборов. Приведение победителя президентских выборов к присяге, согласно решению парламента, состоится в период с 26 июля по 19 августа.

Итак, по замыслу властей, пересчет голосов должен официально поставить точку в конфликте, после чего в Иране наступит спокойствие. Однако, как пишет BBC, в Иране сегодня правящая элита раскололась на два лагеря, открытая борьба между которыми не утихает. В ходе массовых акций протеста сформировалась широкая оппозиционная коалиция, которая не смогла эффективно координировать свои действия, поэтому властям удалось перехватить инициативу, применив силу и арестовав несколько сотен, а по некоторым данным, тысяч участников и организаторов протестных выступлений. "Вместе с тем люди, которые вышли на улицы после выборов, по-прежнему озлоблены, и властям следует опасаться народного гнева, так как в любую минуту он может вылиться в новый взрыв недовольства", - сообщает BBC.

Начнем с того, что, как бы то ни было, действующий президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сохранил за собой пост главы государства еще на четыре года. В Иране в течение ближайших лет никаких существенных изменений во внутренней и внешней политике не ожидается. После выборов Ахмадинежаду, если можно так выразиться, достался другой Иран: общество поляризировано и нет центрообразующей политической силы.

ArrayПо мнению экспертов, вертикаль власти скомпрометировала себя, попытавшись удалить из системы те элементы демократии, которые делали Иран самым политически стабильным и благонадежным независимым государством в своем регионе. И еще долго не будет восстановлено доверие к режиму со стороны образованной части населения.

Выборы явно продемонстрировали, что в Иране уже отсутствует консолидация, и общество склонно к различным идеологическим ориентациям. Наряду с этим мало кто сомневался в том, что митинги в Иране могли привести к дальнейшему осложнению ситуации или стать причиной смены власти. В исламской стране сильны позиции военизированных структур, стоящих не на защите общества, а именно режима и которые просто-напросто не допустили бы явной и затяжной конфронтации.

С другой стороны, главный противник Ахмадинежада Мир Хусейн Мусави также не претендовал на роль революционера. Будучи выразителем либеральных умонастроений в обществе, он фигурирует в политической системе Ирана как умеренный реформист и вовсе не стремится опрокинуть власть духовенства, как это ему приписывается западной прессой. У тегеранских политиков, вне зависимости от политических воззрений, относительно будущей геополитической самостоятельности страны, существует определенный консенсус, согласно которому Иран должен стать мощной региональной державой. Смешно было бы предполагать, что Мусави, одержав победу на президентских выборах, взял бы курс на признание Израиля или на сближение с США в вопросе ядерной политики.

Мусави не только не попытался воспользоваться создавшейся послевыборной ситуацией для совершения переворота, а наоборот, постоянно призывал своих сторонников не участвовать в столкновениях с силами охраны правопорядка. И это вовсе не проявление нерешительности с его стороны, а попытка действовать в рамках легитимных средств воздействия на власть. В то же время сам реформизм Мусави предусмотрен системой, иначе его просто не допустили бы до участия в выборах: либерально-реформистское крыло в рамках политической конъюнктуры Ирана оппозиционно консервативным силам, но не самому режиму. А победа Ахмадинежада не что иное, как реализация желания верхушки власти сохранить стабильность режима и сам режим в его исходном варианте. Помимо того, во время президентства Ахмадинежада начался новый виток развития ядерной программы Ирана, которая воспринимается режимом как наиглавнейший путь к региональному господству.

Впрочем, бывший советник по безопасности при президенте Джимми Картере, политолог Збигнев Бжезинский считает, что последние события в Иране говорят о слабой вероятности выживания нынешнего режима в стране. Отвечая на вопросы газеты Handelsblatt, он указал, что ситуация остается взрывоопасной. Может случиться, что произойдет ее обострение, которое приведет к событиям, в настоящее время все еще кажущимися нереальными. Даже если исходить из того, что нынешний режим сохранится, отмечает американский политолог, ситуацию следует рассматривать как смертельный кризис. Режим явно теряет свою историческую легитимность.

Возможно, это видится сегодня не всем, а лишь наиболее образованным, высшим слоям общества в городах Ирана. Однако он уже начался, и поэтому в долгосрочной перспективе можно ожидать появления современного демократического Ирана, что может иметь существенное геополитическое значение. Касаясь темы раскола сил в рамках режима, Бжезинский отметил его наличие, "потому что нынешний верховный лидер потерял доверие".

Безусловно, в Иране верховную власть в стране олицетворяет фигура национального лидера. Причем верховный лидер исламской революции в Иране избирается на эту роль отнюдь не всеобщим тайным голосованием, а тайным голосованием исламских ученых - так называемым Советом экспертов. Что же касается президента Ирана, то хотя он и выбирается всенародно, теократический режим обладает правом предварительной селекции претендентов на эту должность, а верховный лидер - правом вето относительно любого политического решения президента.

Сегодня верховным лидером теократии является аятолла Али Хаменеи, а Совет экспертов возглавляет аятолла Хашеми-Рафсанджани. На этих президентских выборах каждый из них поддержал разных претендентов: первый - Махмуда Ахмадинежада, второй - Мир Хусейна Мусави. Скорее всего, поэтому многие аналитики именно в этом видят причину такого обострения ситуации. Два столпа иранской теократии разошлись во мнениях относительно того, чей кандидат победил на президентских выборах. Таким образом, похоже, что в Иране происходит системный кризис исламской республики.

Конечно, своей победой Ахмадинежад обязан в первую очередь поддержке аятоллы Али Хаменеи и исламских силовиков, из рядов которых он вышел. Но приходится констатировать, что Ахмадинежада также поддержало и беднейшее население страны, для которой очень близки идеалы исламской революции. Эта часть населения поверила Ахмадинежаду, который в ходе президентской гонки обвинил самого богатого человека Ирана - главу Совета экспертов Хашеми-Рафсанджани - и других аятолл в "бесчестии и коррумпированности".

Именно поэтому свой самый сильный ход в этой президентской кампании Махмуд Ахмадинежад сделал, когда во время теледебатов дал ясно понять аудитории, что Мир Хусейн Мусави является ставленником Хашеми-Рафсанджани, которого он лишил доступа к энергоресурсам страны. Но в своих обвинениях на теледебатах он пошел значительно дальше - вплоть до того, что обвинил Хашеми-Рафсанджани чуть ли не в государственной измене, заявив, что последний пообещал какой-то из монархий Персидского залива свергнуть его правительство в течение шести месяцев. Шум после этого поднялся большой, и Рафсанджани даже написал письмо верховному лидеру с требованием осадить Ахмадинежада. Но Ахмадинежад сделал то, что хотел, а именно сообщил народу о происках "изменников".

В результате, несмотря на сокращение расходов на некоторые социальные программы, повышение уровня безработицы, усиление экономической изоляции Ирана, тоталитарный характер режима, избиратели отдали голоса Ахмадинежаду. В итоге на президентских выборах в Иране победил представитель интересов исламских силовиков, Корпуса стражей исламской революции и басиджей, а не представитель бизнеса и интеллигенции Мусави.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Другие новости раздела
 
Сопредседатели выдвинули новые предложения
А вот в Ереване явно недовольны Дмитрием Медведевым

Работая для целой, свободной и мирной Европы
Мой визит в Азербайджан в качестве действующего председателя ОБСЕ проходит во времена трудноразрешимых проблем и в то же время огромных возможностей для нашей общей организации.

Гражданское общество победило
Хотя сами представители неправительственных организаций считают, что угроза еще "не миновала"

Азербайджан как государство для подражания
Накануне визита президента Израиля Шимона Переса в Баку в израильской газете "Хаарет" была опубликована статья посла этой страны в Азербайджане Артура Ленка. Представляем вниманию читателей эту публикацию.



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика