Сейчас вы читаете газету за 05.09.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 05.09.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Соратники "Михайло"
Соратники "Михайло"
(Окончание. Начало см. "Зеркало" от 8, 15, 22 и 29 августа 2009 г.)
Суббота, 05.09.2009


Шамистан Назирли
размер шрифта  

...Слава Мехти еще больше возросла после взрыва в 1944 году электрического трансформатора высокого напряжения вблизи Триеста. Командование IX корпуса вызвало его в штаб, говоря, что нецелесообразно так рисковать, когда есть возможность передать в его распоряжение сколько угодно человек.

- Поручили поддерживать со штабом постоянную связь, дабы знать, кто осуществляет такие дерзкие операции. Выходит, что все это дело твоих рук. А мы думали, что за взрывами стоит большой отряд, сформированный из местных жителей. Мехти улыбнулся:

- Что мне вам сказать? Все мы бьемся с врагом, кто как может... Я тоже...

Тогда руководитель советского военного представительства при штабе IX корпуса подполковник Рыбаченко сказал:

- Михайло, ваш один день в партизанском движении равен десяти дням Красной Армии на фронте...

- Все это я поведал Алигулу Ализаде, - тяжело вздохнув, сказал Джавад Хакимли. - Алигулу крепко задумался.

- Брат Джавад, - проговорил он чуть позднее, - сейчас пойдем к нам, сестры ждут тебя. Знаешь, говори мимоходом, особенно про эпизод о его гибели, ведь что было - то прошло...

Поднялись на второй этаж. Алигулу на ходу бросил "подожди здесь немного" и прошел в одну из комнат. В доме я увидел двух мальчиков и девочку. Я внимательно смотрел на них. Они были очень похожи на Мехти. Немного загрустил, вспомнив своего боевого друга. Закрутил махорку, закурил. Вдруг резко повернулся.

ArrayНа противоположной стене висел увеличенный фотопортрет Мехти. Казалось, сердце готово выскочить из груди, выкурил сразу вторую папиросу. От волнения задрожали руки и ноги, к горлу подкатил комок. В этот момент услышал голос Алигулу над головой:

- Зачем ты дрожишь, что с тобой случилось, Джавад?

- Увидел фотографию Мехти, дай мне воды, внутри все горит...

Алигулу решил проверить меня:

- Где, какая фотография?

Впоследствии мне объяснили, что в этот дом наведывались разные люди, надеявшиеся получить магарыч за "радостную весть".

Алигулу провел меня в комнату. В ней находились около двадцати человек. Справа от двери сидела одна женщина.

- Познакомься, - сказал Алигулу, - это Бикеханум, сестра Мехти.

Я протянул ей руку. Чувствовал, что ей очень грустно, сестра Мехти билась как раненая птица. Гордо сидевшая Бикеханум старалась не выдавать своего волнения, безграничной печали, но это ей удавалось с огромным трудом. Из глаз ее беспрерывно текли слезы...

Я начал разговор с первого дня знакомства с Мехти. Рассказал мельком о тяжелых днях, проведенных в лагере для военнопленных в украинском городе Николаеве.

- 22 сентября 1943 года эшелоном перевезли нас из Германии в Северную Италию. Неоднократно пытались совершить побег в Германии, однако это было практически невозможно. Покинуть лагерь означало или умереть голодной смертью, или же быть обязательно пойманным и повешенным. Поэтому Мехти отговаривал людей, объяснял, что бежать одному опасно и необходимо готовиться к массовому побегу...

В Северной Италии - Триесте Мехти организовал побег, и мы перешли на территорию Югославии. Собрали вместе бывших военнопленных и создали "Русскую роту" в составе третьей ударной бригады 31-й дивизии IX партизанского корпуса. Мехти назначили политическим руководителем, а меня - командиром роты. Всего через полтора месяца пребывания на этой должности Мехти как-то говорит мне:

- Брат ты мой чернобородый, я изменил свое мнение. Мы с тобой - советские офицеры, потому не можем вот так выполнять свой гражданский и офицерский долг. Пришло время отомстить этим подлецам. Я не могу по-другому с ними расплатиться. Надену немецкую форму, буду поливать огнем этих выродков из их же оружия, обрушу на их головы столовые и кинотеатры. Только тогда успокоится мое сердце...

С того дня Мехти проводит дерзкие операции, приводящие фашистов в трепет. Он в одиночку взрывает офицерский ресторан в городе Триесте. Здесь были убиты и ранены десятки нацистских офицеров. За голову Михайло немцы устанавливают вознаграждение в размере сорока тысяч лир.

После этого Мехти становится известным в Словении под именем "Михайло".

Вскоре после очередной операции Михайло взлетел на воздух 270-местный кинотеатр в Опчине. Иной раз даже в самом кровопролитном сражении воинская часть не теряет равное двум ротам число солдат и офицеров, поэтому оккупанты пришли в неописуемый ужас.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2 - 3


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика