Сейчас вы читаете газету за 31.12.2010 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Пятница | 31.12.2010
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Карабах: от советизации к автономии
Пятница, 31.12.2010


Джамиль Гасанлы
размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 25 декабря 2010 г.)

Почему же вообще в декларации Н.Нариманова прозвучала идея передачи Зангезура и Нахчывана Армении? На деле эта идея пришла из Москвы, из Политбюро ЦК РКП. Еще 4 ноября 1920 года, в дни известной поездки И.Сталина на Кавказ, состоялось совместное заседание ЦК АКП (б) и Кавбюро ЦК РКП (б), на котором был заслушан доклад Леграна о положении в Армении и принято соответствующее решение. В пункте "б" этого решения, касающегося обсуждаемого договора между Россией и Арменией, отмечалось: "Одновременно сообщить мнение Политбюро, что предложенный в договоре пункт о передаче Армении Нахичевани и Зангезура (предложенный Москвой - Дж.Г.) не выгоден ни в политическом, ни в стратегическом отношении и может быть произведен лишь в крайнем случае". В пункте "г" Н.Нариманову поручалось составить обоснование мнения Политбюро о Нахчыване и Зангезуре. Как видим, в это время карабахской проблемы вообще не существовало, а потому она и не обсуждалась.

20 ноября 1920 года в Иреван прибыла дипломатическая миссия Советской России. Одним из первых шагов миссии было отслеживание хода переговоров между Турцией и Арменией в Гюмри, а также разобраться в территориальных претензиях Армении к Азербайджану и Грузии. Нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин получил информацию о том, что "сейчас существование армянского народа зависит не столько от военной силы, сколько от дипломатии. Нужно отказаться от партийного романтизма и вооружиться суровым реализмом". Что же касается армянских претензий на Карабах, то дипломатическая миссия напоминала Чичерину: "В Батуме Качазнуни и Хатисян, ведя переговоры с турками (имеется в виду мирная конференция в Батуме в мае-июне 1918 года - Дж.Г.), согласились Карабах отдать Азербайджану" (см. "Наркому иностранных дел Чичерину от диппредставительства Советской России в Иреване". Ноябрь, 1920 // ГА АР, ф.28, оп.1, д.38, л.15).

3 июня 1921 года состоялось заседание Кавказского Бюро ЦК РКП (б) при участии членов бюро Орджоникидзе, Махарадзе, Нариманова, Мясникова, Орехалошвили, Назаретьяна, Фигатнера и кандидата в члены бюро секретаря ЦК Азербайджанской КП Каминского, а также члена ЦК КП Грузии Элиавы. На вечернем заседании пленума на повестке дня было три вопроса:

1) Азербайджанский вопрос;

2) Зангезурский вопрос;

3) О кочевниках.

Решения по первому и третьему вопросам отражены в протоколе N6, но по второму вопросу вместо решения имеется запись "См. приложение к протоколу".

ArrayЗдесь, как говорится, и кроется корень зла. Во-первых, решение Кавбюро по Зангезурскому вопросу, состоявшее из семи пунктов, было принято с грифом "Совершенно секретно", хотя протокол N6 целиком такого грифа не имеет. Во-вторых, гриф "Совершенно секретно" стоит над зангезурским вопросом. Однако из семи пунктов секретного решения только шесть касаются Зангезура, а пункт пятый касается только Нагорного Карабаха, и в нем записано следующее: "Указать в декларации армянского правительства о принадлежности Нагорного Карабаха Армении" (см. Приложение к протоколу N6 вечернего заседания Пленума Кавбюро ЦК РКП (б). 03.06.1921 // РГАСПИ, ф.64, оп.1, д.1, л.77).

То есть в "совершенно секретной" форме Армении было поручено выступить с правительственной декларацией, где указать принадлежность Нагорного Карабаха Армении, хотя Кавказское Бюро не обладало полномочиями для принятия подобного решения. К тому же, 2 мая 1921 года пленум ЦК рассмотрел вопрос организации Кавказского Бюро и поручил всю работу между пленумами вести президиуму из трех человек, куда вошли Орджоникидзе, Махарадзе и Фигатнер. Как видим, Кавказское Бюро находилось в руках узкого круга людей, и Азербайджан в этом президиуме не был представлен.

После подобного решения 12 июня Совет Народных Комиссаров Армении издал декрет о присоединении нагорной части Карабаха к Армении. В нем было записано: "На основе декларации Революционного Комитета Азербайджанской Советской Социалистической Республики и договоренности между социалистическими республиками Армении и Азербайджана провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армянской Советской Социалистической Республики". Этот декрет, подписанный 12 июня А.Мясниковым (А.Мартуни) и М.Карабекяном, был 15 июня обсужден в ЦК КП Армении, после чего было принято решение о его публикации. Там было сказано: "Опубликовать декрет о присоединении Нагорного Карабаха к Советской Армении". На том же заседании пятым пунктом стоял вопрос "О направлении представителя в Карабах". В решении было записано: "Тов. Мравяна и с ним Пирумова, Акопа Иоанисяна, Тер-Симоняна и группу других товарищей направить в Карабах". В соответствии с этим решением только 19 июня, то есть спустя целую неделю, Армянский Революционный Комитет опубликовал в прессе правительственный декрет. Асканаз Мравян был утвержден чрезвычайным поверенным в Нагорном Карабахе.

Через день после публикации в прессе декрета Армревкома, для придания действенного характера этому документу и учитывая важность закрепления в Зангезуре с целью овладения Карабахом, ЦК КП Армении 20 июня принял решение "Об усилении подпольной работы в Зангезуре посылкой новых работников". В связи с этим 28 июня председатель хозсовета Армении Л.Лукашин и комиссар юстиции А.Каринян были командированы в Зангезур. Решением ЦК КП Армении от 28 июня чрезвычайным уполномоченным в Зангезур был направлен Макинсян, с мая 1921 года занимавший в армянском правительстве пост министра внутренних дел. Комиссар почт и телеграфа Тер-Симонян был назначен председателем Зангезурского Революционного Комитета. Ему было поручено срочно выехать, чтобы занять Герус. В ЦК КП Азербайджана и к И.Довлатову обратились с просьбой послать помощников А.Мравяну. Но мусульманское население Зангезура охватили волнения, и обоим комиссарам Армении в начале августа пришлось вернуться в Иреван. На заседании ЦК КП Армении 7 августа Макинсян и Тер-Симонян подверглись осуждению за то, что без согласования с ЦК бежали, оставив доверенные им посты. Новым решением Тер-Симонян был на два месяца отправлен в Зангезур в качестве уполномоченного от ЦК КП Армении и Совета Народных Комиссаров.

Знакомство с текстом декрета СНК Армении от 12 июня выявляет интересные моменты: вопреки тому, что было записано в декрете, ни в декларации Азревкома ничего не было о передаче Нагорного Карабаха Армении, ни между республиками не было никакого согласия. Видимо, авторы декрета вдохновились "совершенно секретным" решением по "Зангезурскому вопросу", принятым Кавбюро при председательстве Орджоникидзе и секретарстве Фигатнера 3 июня.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика