Сейчас вы читаете газету за 08.01.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 08.01.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Карабах: от советизации к автономии
Суббота, 08.01.2011


Джамиль Гасанлы
размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 25 и 31 декабря 2010 г.)

Из протокола N3 заседания пленума Кавбюро становится ясно, что Н.Нариманов в работе пленума участвовал, и даже по первому пункту повестки дня были приняты решения в отношении его противников: Саркиса срочно отстранили от работы, а ЦК АКП (б) предложили без нанесения вреда работе Бакинского комитета поменять места работы Джабиева, Ахундова, Агамирова, Шатуновской и Лордкипанидзе. Весьма возможно, что Нариманов, оставшийся в одиночестве на заседании от 3 июня, не стал высказывать свое отношение к решению Кавбюро, а решил продолжить борьбу с помощью республиканских органов. С другой стороны, секретное решение Кавбюро по "Зангезурскому вопросу" за подписью Фигатнера и с печатью Кавбюро было разослано всем членам бюро, в том числе и в Баку, Нариманову. Теперь мы видим, что отсутствие немедленной реакции и протеста со стороны Азербайджана и особенно на незаконное включение статьи, связанной с Карабахом, открыло армянам путь к усилению претензий на Карабах и практическим шагам в этом направлении. Кроме того, из протокола заседания пленума Кавказского бюро от 4 июня видно, что в этот день в Тифлисе были и участвовали в работе пленума и другие руководители Азербайджана: председатель ЦИК М.Гаджиев, секретари ЦК АКП (б) Г.Каминский и Р.Ахундов, а также секретарь Бакинского комитета Саркис, потому что в повестке дня пленума Кавбюро 3-4 июня было много вопросов по Азербайджану. Несмотря на личное присутствие в Тифлисе, никто из них, кроме Н.Нариманова и Г.Каминского, вечером 3 июня на заседании пленума не присутствовал, хотя первым вопросом в повестке стоял "Азербайджанский вопрос" - о чрезвычайном съезде АКП (б). Например, утром 3 июня председатель ЦИК М.Гаджиев высказывал претензии по поводу того, что ему не предоставили особый поезд. Или же, на заседании пленума 4 июня Р.Ахундов и Саркис выступили с обширным докладом о созыве чрезвычайного съезда АКП (б). Эти руководящие товарищи вечером 3 июня на заседание пленума не пришли, однако трудно утверждать, что они не были информированы о принятом по Нагорному Карабаху решении в рамках "Зангезурского вопроса".

Есть еще один фактор, на который следует обратить внимание. Азербайджанское руководство с нетерпением ожидало победу советской власти в Армении и Грузии. В особенности нетерпелив был Н.Нариманов, который еще накануне советизации Азербайджана получил в Москве заверения "о наступлении на Армению", и теперь был готов на большие уступки ради победы социалистической идеи в соседней республике. На I Всеазербайджанском съезде Советов, состоявшемся в мае 1921 года, он говорил: "Нужно создать такую атмосферу, чтобы армянские рабочие и беднейшее крестьянство чувствовали, что при большевиках лучше живется, чем при дашнаках. Я вам, товарищи, это заявляю и говорю, что все это лежит на нашей же шее.

ArrayМаленький Азербайджан должен думать и о Грузии, и об Армении, и должен по возможности обеспечить жизнь этих двух республик".

На июньском пленуме Кавбюро произошли и другие странные события. Так, на утреннем заседании 3 июня двенадцатым пунктом повестки дня рассматривалось утверждение состава Армревкома. По заранее разработанному и представленному на утверждение списку комиссар иностранных дел А.Мравян должен был стать членом ревкома. Однако при том, что А.Мравян сохранил за собой пост комиссара иностранных дел, решением ЦК КП Армении на пленуме он не прошел в члены ревкома. Здесь прослеживается связь с решением по Карабаху, принятым на втором заседании в тот же день. Уже было запланировано, что после принятия решения Кавбюро по Карабаху А.Мравян будет назначен представителем Армревкома в Нагорный Карабах.

С чем же были связаны столь поспешные и юридически незаконные действия по передаче Нагорного Карабаха Армении, какова подоплека действий армянского руководства и Кавбюро ЦК РКП (б) в мае-июне 1921 года? А связано это было с тем, что на 15 июня в Тифлисе были назначены обсуждения в комиссии по урегулированию пограничных вопросов между закавказскими республиками. 2 мая 1921 года на пленуме Кавбюро для уточнения внутренних границ закавказских республик была создана комиссия из представителей трех республик во главе с С.Кировым. Поэтому Кавказское бюро своим решением от 3 июня, а армянское правительство - декретом от 12 июня о включении Нагорного Карабаха в состав Армении хотели накануне тифлисских обсуждений поставить Азербайджан перед свершившимся фактом.

Совнарком Азербайджана 23 мая 1921 года включил в состав делегации, направлявшейся в Тифлис для обсуждения пограничных вопросов, комиссара иностранных дел М.Д.Гусейнова и заместителя ЦИК Азербайджана С.Агамалыоглу. Но позднее, с учетом значения этих переговоров, состав делегации был расширен. 13 июня 1921 года Совнарком Азербайджана утвердил новый состав делегации Азербайджана. В нее вошли: комиссар иностранных дел М.Д.Гусейнов, председатель ЦИК республики М.Гаджиев, его заместитель С.Агамалыоглу и доктор Векилов. Им было дано право определить границы между Азербайджанской ССР, Советской Арменией и Советской Грузией на конференции, открывающейся в Тифлисе 15 июня. Инструкцию в Совнаркоме дали простую: проявить максимальную активность по защите и сохранению границ республики. 14 июня Н.Нариманов направил М.Д.Гусейнову следующую телефонограмму: "Решением Совнаркома Вам предлагается сегодня же отправиться в Тифлис для участия в заседаниях комиссии, начинающей с 15 июня рассматривать пограничные вопросы. М.Гаджиев, С.Агамалыоглу и доктор Векилов отправятся вместе с Вами".

26 июня на заседании Азербайджанского Совнаркома состоялось обсуждение доклада А.Караева о его поездке в Нагорный Карабах и Нахчыван. Было признано целесообразным изучить претензии Армении на Нагорный Карабах и подготовить обширный доклад для СНК, для чего и создали группу из трех человек (Шахтахтинский, Везиров и Алиев). Пришли к согласию, что следует отменить полномочия, данные Мравяну армянским правительством, пока не будет завершена работа этой группы, и поставить об этом в известность Орджоникидзе, председателя Армревкома Мясникова, военно-морского комиссара Азербайджана Караева и самого Мравяна. Следуя этому решению, 27 июня Н.Нариманов телеграфом сообщил Орджоникидзе и Мясникову, что единоличное решение проблемы Нагорного Карабаха Армревкомом без обсуждения Совнаркомом Армении и появление в Нагорном Карабахе Мравяна в качестве чрезвычайного уполномоченного Армении Совнарком Азербайджана единогласно считает невиданной политической и тактической ошибкой. Также была выражена просьба немедленно отозвать Мравяна. Все, что было сказано в докладе А.Караева на заседании СНК 26 июня о Нагорном Карабахе, было затребовано спустя четыре дня после избрания С.Кирова первым секретарем ЦК КП Азербайджана. Причем было уведомление, что доклад должен быть представлен в ЦК не позднее 15.00 29 июля. Однако управделами СНК А.Ширвани ответил, что А.Караев на заседании 26 июня выступил устно, и стенограмма не велась, а потому восстановить текст невозможно.

27 июня состоялось совместное заседание Политического и Организационного бюро ЦК АКП (б). По результатам обсуждения вопроса "О границах между Азербайджаном и Арменией" Политбюро и Оргбюро сочли неправомерной постановку вопроса о Нагорном Карабахе Бекзадяном, учитывая бесспорную экономическую тягу Нагорного Карабаха к Азербайджану; предложение о разделе мест проживания армянского и азербайджанского населения между Арменией и Азербайджаном соответственно не может быть принято с точки зрения административной и экономической целесообразности; единственное решение вопроса видится, как это сказано в декларации Нариманова, в привлечении армянского и мусульманского населения в деревнях к широкому советскому строительству; дальнейшие обсуждения этого вопроса должны оставаться открытыми до получения информации из Тифлиса. Н.Нариманов дал указание это решение Политбюро и Оргбюро сообщить в Тифлис. Заседание еще продолжалось, а А.Ширвани уже доложил это решение М.Д.Гусейнову в Тифлис.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика