Сейчас вы читаете газету за 17.09.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 17.09.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Память  
 
 
Последние дни жизни
Последние дни жизни
(документальный рассказ)
Суббота, 17.09.2011


Шамистан НАЗИРЛИ, полковник-лейтенант в отставке
размер шрифта  

Природа щедро наградила Алиагу огромным умом, исключительными выдающимися способностями и талантом военного искусства, мужеством и благородством характера, необычайно кипучей энepгией, полной страстного порыва к деятельности, полезной для обороны Отечества.

Евгений Барсуков, генерал артиллерии, профессор

Видимо таково предначертание, а может и веление судьбы. Чтобы там ни было, однако проделанная почти семьдесят лет тому назад работа стала бесценным вкладом в военную историю нашего Азербайджана. Если в 1942 году выдающийся философ-ученый Гейдар Гусейнов не встретился бы с доживающим последние дни нашим всемирно известным полководцем Алиагой Шихлинским, не появилась бы и книга "Мои воспоминания", ставшая первенцем отечественной военной мемуарной литературы. Воспоминания генерала увидели свет в 1944 году, спустя год после смерти автора. Тираж издания составил семь с половиной тысяч экземпляров. В 80-е годы невозможно было найти эту книгу, ставшую редкостью. Начиная с того времени возник "читательский голод" к нашей военной истории, воспоминаниям генерала Алиаги Шихлинского.

В 1984 году благодаря заботе ныне покойного народного писателя Исмаила Шихлы военному журналисту Шамистану Назирли удалось массовым тиражом (60 тысяч) переиздать на азербайджанском и русском языках ясные как родниковая вода воспоминания генерала. Книга была снабжена комментариями, замечаниями и дополнениями Шамистана Назирли, который на основе собранных им новых фактов написал документальный рассказ "Последние годы жизни".

* * *

Генерал сильно постарел. Настолько сильно, что толком не видел, не слышал, да и походка была не та. Полководец, некогда на коне и пешком обходивший фронты, командовавший батальонами, полками, армией, сегодня перемещался с огромным трудом. Из нескольких комнат, выделенных ему государством, он оставил себе лишь одну. И жил в ней в одиночестве. Без детей, без внуков. Судьбе было угодно лишить генерала этих даров. Но жизнь не стала для него обременительной.

ArrayОптимистический взгляд, степенность, жажда жизни и пытливый ум не покинули генерала. При виде его на улице прохожие указывали на него: "Это - герой Порт-Артура, Бог артиллерии Алиага Шихлинский!". Так его называли с 1906 года. Так его представляли всюду.

... И ныне не умолкают пушки, стреляют ружья, умирают люди, разрушаются села, города. Его рекомендации по применению артиллерийских орудий оказали немалую услугу советским солдатам в эту войну. Из открытий русской артиллерийской науки наиболее широко применялись "Треугольник Шихлинского" и "Формула Шихлинского". А генерал находится в одиночестве, словно лев за железными воротами. Ему не стыдно за прожитые семьдесят восемь лет. Когда речь заходила о прошлом, он с гордостью вспоминал: "Я огладываюсь на свое прошлое со спокойной совестью и смело смотрю в глаза современников". Затем, прислонившись к столу и закрутив концы густых усов, выждав паузу, с улыбкой продолжал: "Жаль, эти дни пришлись на нашу старость".

Шестьдесят лет безупречного исполнения воинского долга снискали ему небывалую славу. Служба на Дальнем Востоке, Русско-японская и Первая мировая войны, неоценимая деятельность по формированию национальной армии в 1918-1920 годах ставились в пример всем военнослужащим.

Вся эта самая благородная, незабываемая работа была сделана во имя свободы Родины. Сердце генерала наполнялось светом, в глазах играла искра, когда он рассказывал о годах военной службы. В эти минуты он словно слышал грохот орудий, отдававших салют о победе.

Только одиночество его угнетало. В эти мгновенья генерал находил утешение лишь в безмолвной беседе с самым любимым человеком. Это была его супруга, Нигяр ханым Мирза Гусейн гызы. Она скончалась в 1931 году, и с тех пор генерал "разговаривал" с фотографией, висевшей на стене. Когда генерал говорил, то голос в пустой комнате эхом возвращался к нему.

Он сидел на кресле, таком же старом, как сам. Хотел прогнать из головы мысли о прошедших днях, стереть с памяти воспоминания о прожитых годах. Думая о прошлом, он невольно возвращался к образу дорогой Нигяр. Но обходиться без этого он не мог. Это было невозможно. Нигяр была рядом во время всей службы. Своими нежными руками она исцелила и помогла вернуться к жизни многим солдатам.

В комнате было холодно. Над Баку стоял густой туман.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2 - 3


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика