Сейчас вы читаете газету за 03.12.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 03.12.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Бакинский миллионер Ага Бала Гулиев
Бакинский миллионер Ага Бала Гулиев
От неудачливого похитителя невесты до успешного купца
Суббота, 03.12.2011

М.Мамедов размер шрифта  

(Окончание. Начало в предыдущем субботнем выпуске газеты)

Через несколько дней в канцелярию наместника на Кавказе по особому отделу поступил документ, в котором дана подробная характеристика Ага Балы Гулиева. В нем говорится: "Бакинский 1-й гильдии купец, гласный Бакинской Городской Думы Ага Бала Гулиев 1 февраля 1891 года приговором Тифлисской Судебной Палаты признан в том, что 30 октября 1884 года, с целью вступления в брак с девицею Асмат ханум Мамед Расул кызы, покушался похитить ее и за это, на основании 1 ч. 1549 ст. Уложения о Наказаниях, приговорен к заключению в тюрьму на два месяца, с лишением всех особенных, лично и по состоянию приобретенных прав и преимуществ.

С 30 октября 1884 года, то есть в течение 31 года, Ага Бала Гулиев, коренной бакинский житель и мещанин, из простого торговца сделался крупным промышленником, видным общественным деятелем среди мусульман и щедрым жертвователем. Он сейчас бакинский домовладелец и собственник мукомольных мельниц в городах Баку, Ставрополь (Кавказский) и Георгиевск, а также на станции Беслан Владикавказской железной дороги. Он учредил и сейчас стоит во главе Кавказского акционерного общества мукомольных и рисоочистительных мельниц под названием "Ага Бала Гулиев" с основным капиталом в три миллиона рублей, устав какового Общества Высочайше утвержден 10 мая 1914 года.

В течение 16 лет бессменно состоит гласным Бакинской городской думы. Отзывчив на все просветительские и благотворительные дела. За время нынешней войны положил начало организации помощи пострадавшим от войны в Карсской области, для чего лично ездил в города Карс и Сарыкамыш, принял самое горячее участие в устройстве лазарета Бакинского Градоначальства, который поддерживается им материально с самого открытия, за что А.Б.Гулиев удостоился получить благодарность от ЕГВ (Его Императорского Высочества - М.М.) принца Ольденбургского в июле сего года.

Между прочим, семьям уехавших на войну казаков станицы Чурякинской, недалеко от Георгиевска Терской области оказывает материальную поддержку в размере 200 рублей ежемесячно впредь до окончания войны. Желательно по Высочайшему повелению в путях Монаршей Милости восстановить его в правах за тот незначительный проступок (увоз невесты), который он совершил 31 год назад. Самые лучшие отзывы о нем можно получить от Бакинского губернатора и градоначальника".

Заступился за А.Б.Гулиева и бакинский градоначальник Мартынов. В письме помощнику наместника по гражданской части генерал-лейтенанту Орлову от 26 ноября 1915 года он отмечал: "Ваше Сиятельство Милостивый Государь Владимир Николаевич. Бакинский 1-й гильдии купец Ага Бала Гаджи Гули оглу Гулиев имел несчастье подпасть под судебную ответственность за то, что 30 октября 1884 года, будучи всего 27 лет от роду, с целью вступления в брак с дочерью одногражданина своего Гаджи Мамед Расула Мешади Мирза оглы, девицею Асмат ханумою покушался насильственно похитить ее, но похищение не успел совершить по не зависимым от него обстоятельствам, и за это преступление окончательным приговором Тифлисской Судебной Палаты 1 февраля 1891 года он, Гулиев, лишен всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и заключен в тюрьму на два месяца, каковое наказание отбыл.

Ни ранее совершения этого случайного преступления, ни после того Ага Бала Гулиев ни в чем предосудительном, не говоря уже преступном, замечен не был. Близко зная Ага Балу Гулиева как одного из почетных лиц, общественного деятеля и безупречного коммерсанта, подпавшего под судебный приговор лишь по молодости и не совершившего по обычаям Кавказским ничего позорного, я беру на себя смелость просить Ваше Сиятельство не отказать благосклонно принять прошение сего Ага Балы Гулиева и оказать ему свое содействие в ходатайстве его пред Престолом Нашего Обожаемого Монарха о Всемилостивейшем прошении его и о восстановлении его в утраченных правах. Прошу принять уверение в совершенном почтении и преданности".

23 декабря 1915 года помощник наместника по гражданской части генерал-лейтенант Орлов написал министру юстиции: "Бакинский 1-й гильдии купец Ага Бала Гаджи Гули оглу Гулиев возбудил ходатайство об испрошении Всемилостивейшего Государя соизволения на восстановление его в правах, утраченных по судебному приговору. Как видно из состоявшегося по делу Гулиева 1 февраля 1891 года приговора Тифлисской судебной палаты, он был признан названной Палатой виновным в покушении на насильственное похищение 30 октября 1884 года дочери жителя города Баку Гаджи Мирза девицы Асмат ханум, в целях вступления с ней в брак, и осужден за означенное преступление к лишению всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и двухмесячному тюремному заключению, каковое наказание он своевременно отбыл.

По удостоверению бакинского градоначальника, Ага Бала Гулиев со дня совершенного им указанного преступного деяния до настоящего времени ведет безупречный образ жизни и, состоя членом различных благотворительных и просветительских обществ, своей широкой отзывчивостью и щедрыми пожертвованиями на дела благотворения и культурно-просветительные цели снискал всеобщее уважение к себе среди населения города Баку.

Вместе с тем, состоя главой Кавказского акционерного общества мукомольных мельниц, Гулиев, по сообщению Бакинского губернатора, неоднократно приходил за последние годы на помощь администрации в деле осуществления мероприятий, касающихся снабжения продовольственной помощью пострадавших от недорода районов губернии, оказывал продовольственному комитету свое содействие к выяснению цен и условий наиболее выгодной покупки зерна.

Наконец нужды, вызванные военными событиями переживаемого времени, также встретили в Гулиеве щедрого жертвователя, так, например, им было положено начало организации помощи пострадавшим от войны мусульманам Карсской области, вносятся периодические пожертвования на содержание в городе Баку лазаретов для раненых и больных воинов и т.п.

Ввиду изложенного и принимая во внимание многолетнюю весьма полезную деятельность Гулиева, а также характер преступного деяния, совершенного им в молодости под влиянием существовавших среди его единоверцев обычая, я со своей стороны полагал бы справедливым исходатайствовать у Всемилостивейшего Государя Императора соизволения на восстановление названного лица в утраченных им по суду правах и посему имею честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство повергнуть ходатайство Гулиева на Высочайшее Его Императорского Величества благовоззрение. О последующем благоволите не отказать меня уведомить".

20 января 1916 года из Министерства юстиции в канцелярию наместника на Кавказе поступила телеграмма, в которой говорилось: "Государь Император по всеподданнейшему докладу в 20-й день января сего года Всемилостивейше повелеть соизволил: даровать лишенному всех особенных прав и преимуществ купцу 1-й гильдии города Баку Ага Бала Гаджи Кули оглы Гулиеву помилование".

Таким образом, он был восстановлен во всех правах, которые утратил по решению суда. Об этом царском указе было сообщено и К.Р.Султанову, ввиду чего его прошение было отклонено.

Однако на этом "головные боли" местных властей не закончились - теперь они попали в неловкое положение. Дело в том, что в 1913 году, когда А.Б.Гулиев представил Устав АО на утверждение Министерства торговли и промышленности, оно обратилось в Бакинское градоначальство с просьбой сообщить сведения об А.Б.Гулиеве.

На основе поручения столичного полицеймейстера пристав 7-го участка Баку подготовил справку следующего содержания: "Доношу г.Бакинскому Полицеймейстеру, что собранными о Гулиеве сведениями мною выяснено следующее: Бакинский 1-й гильдии купец Ага Бала Гулиев - личность хорошо известная среди коммерческого и финансового миров не только города Баку, но и почти всего Кавказа; Гулиев поведения и нравственных качеств вполне хороших, не судился и в данное время под судом и следствием не состоит. Гулиев обладает недвижимостью: в гор. Баку: 1) мукомольная мельница и рисоочистительный завод; 2) 3-этажный каменный дом (ныне в нем расположился Союз архитекторов Азербайджана - авт.); 3) нефтеносные земли в Бинагадах, Раманах, Зыхе, Бюльбюля и Кала; 4) дача в Шувелаянах; 5) мельницы в городах Ставрополь и Георгиевск. В данное время на ст. Беслан Влад. (Владикавказской - авт.) ж.д. Гулиев воздвигает большой крахмальный завод. Не считая предполагаемых к открытию нефтяных промыслов на указанных выше землях, Гулиева имущества и капитал доходит до 5 12 миллионов руб.".

В канцелярию наместника, в Министерство торговли и промышленности ушла информация о несудимости А.Б.Гулиева. Получалось, что вышестоящее руководство было введено в заблуждение. 29 апреля 1916 года из канцелярии наместника ЕГВ на Кавказе на имя Бакинского градоначальника было отправлено письмо: "На запрос Отдела торговли о звании, личности и имущественном состоянии жительствующего в гор. Баку Ага Бала Гулиева, Ваш предшественник отношением от 11 сентября 1913 года, за N18548, сообщили, между прочим, что названное лицо под судом и следствием не состояло. Между тем ныне в Министерство торговли и Промышленности поступило прошение дворянина Султанова, в коем названное лицо, ссылаясь на приложенные к прошению бумаги, удостоверяет, что Ага Бала Гулиев не только был под судом, но и лишен по суду всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ.

Ввиду изложенного канцелярия, препровождая при сем прошение Султанова (с приложениями), просит Ваше Превосходительство сообщить, с возвращением посылаемых бумаг, насколько представляются правильными содержащиеся в прошении Султанова данные".

20 июня 1916 года Бакинский градоначальник Ковалев ответил канцелярии наместника. В нем признавалось, что "сообщенные Канцелярии предместником моим сведения о судимости Гулиева действительно являются неправильными, сообщенными на основании добытых Приставом 7-го участка Бакинского Полицеймейстерства данных, представленных Бакинским Полицеймейстером, но, тем не менее, в действиях пристава я не усматриваю злого умысла, а лишь недоразумение, вызванное невнимательным отношением названного Пристава к служебным обязанностям, объясняемое лишь с той поспешностью, с которой исполнялось поручение Канцелярии Наместника".

За сбор и представление не соответствующих действительности сведений градоначальник объявил приставу Оржеховскому строгий выговор.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Array


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика