Сейчас вы читаете газету за 05.05.2012 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 05.05.2012
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Бехбуд хан Джаваншир - жертва армянского террора
Суббота, 05.05.2012

Вилаят Гулиев размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 31 марта, 7, 14, 21 и 28 апреля 2012 г.)

* * *

Излишне говорить, что сепаратизм армянской военной и политической элиты, а также устроенные ими в разных уголках Южного Кавказа многочисленные погромы против азербайджанского населения обострили противоречия в Закавказском правительстве и ускорили его распад. Мирные инициативы азербайджанских и частично грузинских членов Закавказского Сейма, а в дальнейшем правительства, оказались тщетными перед напористостью дашнакско-большевистского альянса.

Ситуация изменилась в некоторой степени после объявления Азербайджанской Демократической Республики и только на подконтрольных ей территориях. Надо отдать должное национальному правительству. Несмотря на наличие многих неотложных вопросов, оно уделяло особое внимание мартовским событиям. Еще находясь во временной столице, в Гяндже, 15 июля 1918 г. Совет Министров по представлению министра иностранных дел М.Г.Гаджинского принял постановление о создании Чрезвычайной следственной комиссии (ЧСК) "для расследования насилий, произведенных над мусульманами и их имуществом в пределах всего Закавказья со времени начала Европейской войны". Это еще раз доказывает, что отцы-основатели Первой Азербайджанской Республики вовсе не думали о мести, как об этом неоднократно говорили на суде свидетели из числа армян, а старались обеспечить правопорядок и законность.

Уже через год собранные комиссией материалы составляли 36 томов (3500 стр.). Шесть томов (740 стр.) отражали насильственные акты армян, произведенные над азербайджанцами и над мусульманским населением в целом в Баку и его окрестностях. Изданная в 2009 году доктором исторических наук, профессором Солмаз Рустамовой-Тогиди объемистая книга (864 стр.) "Март 1918 г. Баку. Азербайджанские погромы в документах" дает представление о масштабах кровавой армянской вакханалии.

Благодаря скрупулезной работе членов ЧСК около 200 участников мартовских погромов и резни были привлечены к уголовной ответственности. Среди них были также некоторые организаторы и руководители массового истребления азербайджанцев, в том числе известный головорез и туркофоб Степан Лалаев. Азербайджанское правосудие продемонстрировало, как мне кажется, излишнюю мягкость в отношении к этим врагам человечества.

ArrayНо поведение правительства можно было понять: его целью было не сведение счетов со своими гражданами армянской национальности, а расследование каждого случая в отдельности и вынесение справедливого решения. Однако и этого не удалось сделать. Этому помешали, прежде всего, гуманные соображения национального правительства.

11 января 1920 года Высший совет союзных держав de-facto признал независимость Азербайджанской Республики. Парламент немедленно отреагировал на это решение исторической важности и принял закон о всеобщей амнистии. Как утверждает С.Рустамова-Тогиди, "согласно второму пункту этого закона все лица, совершившие к его принятию "преступные деяния по побуждениям, проистекающим из национальной вражды", освобождались от преследования и наказания. А по 10-му пункту того же закона "все уголовные дела, возникшие в производстве ЧСК" прекращались навсегда". Таким образом, то небольшое число преступников (около 200 человек), которые были привлечены к ответственности за разжигание национальной вражды, за массовое истребление "мусульманского населения" Баку и Азербайджана, были отпущены на свободу. Гуманность правительства этим не ограничилась. Многим обвиняемым, отданным под залог с денежной ответственностью, даже вернули деньги...

Понятно, что Бехбуд хан Джаваншир сначала как министр внутренних дел, а впоследствии как член парламента, принимал активное участие в принятии этих принципиальных решений. И они были направлены не на эскалацию вражды, а на достижение гражданского примирения, создавали юридическую базу для дальнейшего совместного проживания армян и азербайджанцев в мире и согласии. Кстати, в правительстве и в парламенте, членом которых являлся Бехбуд хан, были также и армянские министры и парламентарии, что нельзя сказать о Республике Армении 1918-1920 гг. в отношении представительства коренного азербайджанского населения в органах власти.

Участники процесса или не знали всего этого, или преднамеренно замалчивали. Молчанием стороны, подвергшейся террору и геноциду, армянская пропаганда воспользовалась с присущим ей цинизмом. Во время процесса, опираясь на своих покровителей, истинные зачинщики межнациональной бойни стремились выставить себя в качестве пострадавших...

* * *

Выше было отмечено, что армянской стороной были привлечены к процессу многочисленные свидетели для освидетельствования "преступных деяний" Бехбуд хана Джаваншира и азербайджанского правительства. Их число доходило до 40. Но судебная коллегия ограничилась слушанием только 28 человек из них. И показания этих свидетелей ясно продемонстрировали, что все они диктуются из одного суфлерского центра. Очевидно, уверенность в том, что убийца получит оправдание, была столь несомненна, что никто и не подумал о предъявлении суду каких-либо конкретных документов, или сочинении какого-либо оригинального сюжета... Из трафаретных показаний большинства свидетелей явствовало, что в сентябре 1918 г. во время "армянского геноцида" они находились в Баку, нашли прибежище в доме русского или еврейского жителя, видели у своих благодетелей подписанный Бехбуд ханом Джаванширом (иногда добавлялась также фамилия премьер-министра Фатали хана Хойского) вердикт об объявлении "армян вне закона", лицезрели через окна душераздирающие сцены погромов и т.д. Причем этот избитый сюжет, повторявшийся из показания в показание, озвучивался незнакомыми между собой свидетелями в одинаковой сюжетной канве, чуть ли не в одинаковых словах и выражениях.

Повторялись и байки о Бехбуд хане как одном из организаторов "армянского геноцида": "Я очень хорошо знаю, что Джаваншир несет ответственность за геноцид. Потому, что как министр внутренних дел он мог предотвратить его.."; "Подготовившим и осуществившим этот геноцид от имени власти были Фатали хан Хойский с Джаванширом... В ту пору Джаваншир был министром внутренних дел..."; "Джаваншир ответственен за геноцид, так как был министром внутренних дел..."; "Джаваншир был министром внутренних дел". "Геноцид через три дня после начала по его приказу был прекращен. Но если бы пожелал его превосходительство, можно было бы это сделать еще раньше"...


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2
Другие новости раздела
 
История Азербайджана - пора новых подходов
Азербайджанская культура (в широком смысле) как явление традиционалистского общества за последние два десятилетия подверглась строгому экзамену на предмет соответствия критериям проевропейского развития.



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика