Спецпредставитель НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай 9 июня прибудет в Азербайджан. На официальных встречах, которые проведет в Азербайджане Дж. Аппатурай, будут обсуждены вопросы сотрудничества Азербайджана с НАТО. Планируются встречи представителя НАТО с президентом Ильхамом Алиевым, министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым, министром обороны Сафаром Абиевым. Визит завершится 10 июня. Напомним, что это будет первый визит Дж. Аппатурая в Азербайджан в качестве специального представителя НАТО.
В связи с этим мы вновь обратились к пользователям Facebook. На этот раз вопросы были следующими: каковы, на ваш взгляд, нынешние отношения Азербайджана с НАТО? Остаются ли возможности для их углубления?
Эльхан Шукюрлю: Азербайджан сотрудничает с НАТО в рамках Программы индивидуального партнерства. Но это не означает открытое стремление к сотрудничеству с НАТО. Азербайджан, да и командование НАТО учитывают фактор России и Ирана. Азербайджан, с одной стороны, создает на своей территории возможности для военного обеспечения сил НАТО в Афганистане, с другой - помогает западным спецслужбам в их работе против Ирана и т.д. Хотеть от Азербайджана чего-то большего - значит создать Азербайджану серьезные проблемы. На мой взгляд, Азербайджан может проявить однозначную позицию лишь тогда, когда страны НАТО станут реально помогать нам в обеспечении территориальной целостности.
Мухаммед Талыблы: На мой взгляд, эти визиты носят имитационный характер. У Азербайджана, наряду с НАТО, налажены отношения с Всемирной торговой организацией, Европейским Союзом в рамках программы "Восточное партнерство" и т.д. Но все это не является реальной интеграцией. Если раньше в эту имитацию интеграции еще кто-то верил, то, войдя в состав Движения неприсоединения, Азербайджан официально отказался и от этой имитационной политики. Словом, ожидать от этого визита серьезных результатов не приходится.
Джейран Байрамова: Азербайджан никогда четко и открыто не декларировал свое желание войти в ряды НАТО, то есть страна не связывала себя какими-либо обязательствами, вытекающими из этого членства. И если раньше, лет 5-6 назад, страна еще колебалась между "быть" и "не быть" членом НАТО, то ныне, когда геополитическая составляющая более-менее обозначила свои контуры в этом регионе с ярко обозначенной ролью России и в то же время сокращением влияния НАТО в регионе Южного Кавказа, Азербайджан уже открыто занял позицию "сам по себе". В данном случае роль страны выглядит балансирующей между пронатовской Грузией и пророссийской Арменией. Сколь долго Азербайджан будет продолжать играть эту роль, пока трудно сказать. По крайней мере, в ближайшие годы страна не изменит своего внешнеполитического курса, если только в регионе не случится что-то форс-мажорное. Исходя из этого, говорить о каком-либо углублении отношений между Азербайджаном и НАТО не приходится. В то же время нельзя исключать, а скорее, следует предполагать, что страна будет участвовать во всех проектах и идеях НАТО, которые, во-первых, не будут чужды национальным приоритетам Азербайджана, и во-вторых, не будут вызывать обеспокоенности у северного соседа, то есть России.
|