Разногласия по поводу турецкой проблемы существуют на самом верху израильского руководства. "Мы должны взвесить возможность принести извинения за проблемы, возникшие во время операции по захвату турецкого судна Mavi Marmara, если таковые имели место. Я вовсе не в восторге от подобного, но это выбор, с которым мы должны определиться", - такое заявление сделал в минувшую пятницу, находясь в Вашингтоне, израильский министр обороны Эхуд Барак.
По словам Барака, в виду растущей нестабильности в Ближневосточном регионе Израиль всерьез заинтересован в восстановлении хороших отношений с Турцией. При этом израильский министр особо подчеркнул: Израиль не намерен извиняться за применение военной силы, а также менять что-либо в политике морской блокады, введенной Иерусалимом в районе сектора Газа еще в сентябре 2007 года.
Резкое охлаждение отношений между Израилем и Турцией после событий 31 мая 2010 года было одной из ведущих тем на переговорах Барака с американским руководством. По мнению источников в израильском министерстве обороны, за океаном сильно недовольны ухудшением дипломатических отношений между двумя странами. В последнее время американцы пытаются найти компромисс, который позволит уже вскоре вернуться к диалогу. Одной из таких попыток в Израиле считают отсрочку публикации отчета международной комиссии ООН по расследованию событий захвата флотилии под руководством Джеффри Палмера. Американская сторона настояла на том, что, прежде чем этот отчет будет предан огласке, Израиль и Турция должны прийти к обоюдному согласию касательно большинства его пунктов.
Еще в начале июля многостраничный документ Палмера был передан сторонам. В Анкаре отреагировали немедленно, заявив, что ожидают от израильской стороны извинений и выплаты компенсаций семьям девяти погибших активистов организации IHH. В Израиле же, наоборот, с ответом спешить не стали. Сначала полученный отчет подробно обсудили на заседании узкого кабинета по вопросам безопасности. В этот форум входят восемь министров, включая главу кабинета Биньямина Нетаньяху. Известно, что обсуждение было бурным и министры не пришли к единому согласию относительно дальнейших действий в отношении турецкой стороны. Так, например, министр обороны Эхуд Барак и министр по делам израильских спецслужб Дан Меридор потребовали более прагматичного подхода, не исключив возможности публикации формулировки "сожалеющего характера". На их взгляд, это позволит избежать международной изоляции и будущих судебных исков против высокопоставленных израильских офицеров в европейских судах.
"С одной стороны, отчет Палмера фактически загоняет Турцию в угол.
ArrayМеждународная комиссия полностью оправдывает блокаду сектора Газа как средство борьбы с террором и не считает операцию по захвату судна военным преступлением, - говорит Эхуд Барак. - С другой стороны, в этом же отчете есть много юридических тонкостей, которые позволяют турецкой стороне апеллировать к международному правосудию и выставляют Израиль в не самом лучшем свете".
Позицию Барака и Меридора поддерживает также юридический советник правительства Иуда Вайнштейн. В министерстве юстиции Израиля отмечают, что гораздо целесообразнее договориться с турецкой стороной сейчас, нежели потом оказывать юридическую помощь отставным офицерам в поданных против них международных исках.
В закрытых беседах в Иерусалиме позицию Вайнштейна называют логической и правильной, при этом напрочь оторванной от политической действительности. В случае, если Израиль принесет извинения перед турками - неважно, в какой форме, - в мире это будет расценено как признание совершенных ошибок и полная неспособность защитить собственную позицию.
"Мы надеемся, что турецкая сторона понимает, что речь идет о компромиссе, а не унижении противоположной стороны. Мы готовы на компромисс, но я не готов ни на какие извинения, потому что извинения - это унижение и означает бросить наших солдат на произвол судьбы, а ведь они получили приказ и исполняли его", - говорит министр иностранных дел Авигдор Либерман.
Авигдор Либерман оказался первым из израильских министров-членов узкого кабинета, кто заявил о неприемлемости каких-либо извинений перед Турцией. За два с лишним года во главе внешнеполитического ведомства Либерман неоднократно делал резкие заявления в адрес Анкары, объясняя это ближневосточными реалиями.
Моше Яаалон встречался в Нью-Йорке с представителями Турции, но безрезультатно. По мнению Либермана, в таком непростом регионе слабым государствам не выжить, а значит, Израиль обязан жестко реагировать на политические провокации турецкой стороны, будь-то откровенно антиизраильские сериалы или попытка прорыва блокады сектора Газа.
Наконец, обе стороны прекрасно помнят неприятную "выходку" заместителя Либермана Дани Аялона в январе прошлого года в отношении турецкого посла в Израиле Огуза Челикола. Тогда приглашенный в Кнессет Челикол был демонстративно посажен на низкий стул, а возвышающийся над ним Аялон громко попросил прибывших телеоператоров запечатлеть этот "исторический" момент.
Последнюю попытку наладить контакт с Анкарой премьер-министр Нетаньяху на этот раз поручил, по согласованию с Либерманом, бывшему начальнику генштаба израильской армии, министру по стратегическому планированию Моше (Буги) Яалону. Еще в конце июня Яалон так же, как и Барак, отправился за океан. В Нью-Йорке Яалон провел три интенсивные встречи с представителями турецкого МИД, однако, по его словам, позиция Анкары полностью "оторвана" от отчета Палмера.
"Мы предложили турецкой стороне выразить сожаление по поводу гибели участников флотилии и даже согласились создать гуманитарный фонд, который выплатит компенсации, но турецкая сторона настаивает на извинениях и не желает вести прагматический диалог", - говорит министр Яалон.
По словам Яалона, компромисс с Анкарой, даже если и будет достигнут, не остановит обращения в европейские суды. В таком случае официальные извинения Израиля будут расценены как признание вины. К слову, против самого Яалона уже поданы судебные иски в Испании, связанные с его деятельностью на посту начальника генштаба израильской армии.
"Турция как стратегический союзник давно потеряна, причем не только для Израиля, но и для всего западного мира", - считает известный в Израиле эксперт по Турции профессор Эфраим Инбар. Последние восемь лет Инбар руководит центром стратегических исследований "БЕСА" им. Бегина-Саадата при университете Бар-Илан. Еще недавно многие исследователи этого центра всерьез считали отношения между Израилем и Турцией идеальной моделью, разбивающей миф о неспособности Израиля наладить диалог с мусульманским миром.
"В ухудшении отношений виноват лично турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган, который сделал ставку на радикальный ислам, - говорит Инбар. - В такой ситуации Эрдоган лишь искал причину для нападок на Израиль, он даже не скрывал, что хочет изменить вектор турецкой внешней политики. Отныне он направлен на Иран, Сирию и остальной арабский мир".
По мнению израильского эксперта, проблему ухудшения отношений между Израилем и Турцией не решат даже американцы. Инбар уверен, что нынешний президент США Барак Обама демонстрирует слабость во всем, что касается его политики на Ближнем Востоке. Эту слабость не могут не видеть в Анкаре, а потому позволяют вести себя подобным образом. Не влияет на ситуацию даже членство Турции в Североатлантическом альянсе.
"Турция сегодня не иначе как троянский конь в НАТО. Страна, позволяющая себе военные маневры с Ираном и Китаем, выступающая против европейской системы ПРО, не сможет рассчитывать на дружбу с Западом. Неужели этого не видят в Европе?" - вопрошает профессор.
С профессором Инбаром не согласен депутат кнессета от оппозиционной партии Кадима" Роберт Тивьяев. Выходец из дагестанского Дербента, Тивьяев неожиданно для себя оказался частью большой дипломатической игры между Иерусалимом и Анкарой. "Я не думаю, что мы окончательно потеряли Турцию как партнера. У меня лично нет проблем уничтожать террористов, а потом приносить извинения. И я думаю, что в Анкаре это тоже хорошо понимают", - отмечает Тивьяев.
Около года назад, в самый разгар дипломатического кризиса, Тивьяев оказался единственным израильским парламентарием, с кем согласились встретиться высокопоставленные представители турецкого правительства. Тайная встреча была организована в Вашингтоне, о ее подробностях Тивьяев, с разрешения главы оппозиции Ципи Ливни, лично доложил премьеру Нетаньяху.
Однако, как показали дальнейшие события, ни встречи Тивьяева, ни усилия Яалона, ни даже последние поездки Барака пока не принесли реального изменения в ситуации. Теперь в Иерусалиме ожидают публикации отчета Палмера и надеются, что влияние этого документа на турецкую позицию будет действительно последней попыткой наладить прочные и многолетние отношения между странами.
Евгений Сова для bbcrussian.com, Израиль
|