12 сентября текущего года турецкая общественность намерена однозначно подтвердить или опровергнуть эмоциональное утверждение нынешних властей Турции относительно того, что "новая Конституция - историческая необходимость".
После того как три месяца назад законодательный орган братской страны окончательно одобрил пакет поправок в Основной Закон Турции, президент Абдулла Гюль подписал документ. Пакет был направлен в аппарат турецкого правительства для публикации в вестнике. И, наконец, в июле сего года Конституционный суд Турции принял решение о вынесении пакета по изменениям и дополнениям в Основной Закон страны на общенациональный референдум.
Тем не менее, несмотря на то, что судебная инстанция одобрила большинство пунктов проекта по конституционным преобразованиям, некоторые инициативы были отклонены. Правящая Партия справедливости и развития, которая подготовила пакет по изменениям и дополнениям в Конституцию, официально озвучила недовольство.
Политическое объединение стремилось "пробить" все 29 предложений, но эксперты прогнозировали, что Эрдоган "достигнет цели" и согласно вынесенному вердикту Конституционного суда.
Видимо, как бы этим ни были недовольны некоторые внутриполитические силы Турции, кажется, в братской стране грядут перемены. Сегодня наряду с уверенностью, будто исламисты нацелены на десекуляризацию турецкого государства, есть мнение, что конституционные предложения относительно передачи полномочий о роспуске политических партий от судебных инстанций парламенту, рассмотрения дел касательно военнослужащих в гражданских судах и признания за госслужащими права на забастовки - это составляющая стратегии, ориентированной на укрепление в Турции демократии и утверждение принципов светской государственности.
Вчера нашему сотруднику удалось задать несколько вопросов колумнисту турецкой ежедневной газеты "Заман" Абдул Гамиду Билиджи.
- Скоро в Турции должен состояться конституционный референдум. Кстати, 12 сентября - "исторический день" для Турции. Ведь 30 лет назад именно 12 сентября в стране произошел очередной военный переворот, организатором которого был генерал Кенан Эврен. Известно, что спустя два года после этого была принята новая Конституция, а Эврен стал президентом аж до 1989 года. Как вы считаете, "новейший" Основной Закон турецкого государства станет правовым фундаментом для демократического развития или попросту установит гегемонию правящей партии?
- Начиная с 1980 года новая конституционная реформа находится на повестке дня. В Турции должен быть более демократичный и цивильный Основной Закон. В данном вопросе все политические силы выступают за преобразования и требуют новую Конституцию.
За последние 30 лет в Конституцию Турции 16 раз вносились изменения и дополнения. Я думаю, что нынешний Основной Закон необходимо реформировать полностью. Партия справедливости и развития выдвигала подобную инициативу, но не получилось. Во-первых, не поддержала оппозиция. Во-вторых, было обращение в судебные инстанции относительно роспуска Партии справедливости и развития.
На данный момент одобрен пакет, состоящий из 26 статей. Если 12 сентября большинство скажет: "Да!", то Основной Закон будет способствовать демократизации. Это также будет означать, что народ поддерживает правящую партию.
Я также не хотел бы, чтобы политические силы выясняли отношения именно до и в ходе референдума. В следующем году выборы в Великое национальное собрание. Вот тогда и должна развернуться борьба.
- Также предлагается, чтобы именно гражданские судебные инстанции рассматривали уголовные дела турецких военнослужащих. В таком случае возможно ли, что прольется свет на определенные темные исторические моменты? Некоторые не сомневаются, что это будет существенным ударом по турецкой республиканской государственности.
- Немного уточню. Предлагается, чтобы гражданские суды рассматривали дела военнослужащих, совершивших не сугубо военные преступления. В нормальных демократических странах за невоенные преступления возбуждаются дела гражданскими судебными инстанциями. А республиканскую государственность защищают не только военнослужащие, но и другие граждане Турции.
- Если на сентябрьском референдуме большинство населения Турции поддержит конституционные инициативы, какова вероятность того, что против генерала Кенана Эврена будет возбуждено уголовное дело?
- Юристы сейчас дискутируют по данному вопросу. Есть такие, которые говорят, что прошло много времени. Но другие ссылаются на то, что именно положения Конституции не позволяли привлечь Эврена к ответственности. В любом случае все будут решать суды. В конце концов, существуют граждане, в отношении которых тогда в тюрьмах применялись пытки, есть семьи, потерявшие родных. Они имеют право обращаться в судебные инстанции.
- Партия националистического движения и Республиканская народная партия выступают с агиткампанией "Скажи "нет" на референдуме!" Насколько это действенно? Они могут рассчитывать на существенную поддержку населения?
- Ну, думаю, все выяснится после референдума. Вообще, честно говоря, непонятно, почему лидеры этих партий настаивают, что референдум должен состояться после выборов в законодательный орган Турции и формирования нового турецкого правительства. Обе партии в 1980 году были запрещены. Демократические силы Турции удивлены их нынешней политикой.
|