Сейчас вы читаете газету за 07.07.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Четверг | 07.07.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > В мире  
 
 
Нужно ли "сдерживать" Китай?
Нужно ли "сдерживать" Китай?
Четверг, 07.07.2011


Джозеф С.НАЙ-младший, заместитель министра обороны США в администрации Клинтона, в настоящее время профессор Гарвардского университета и �
размер шрифта  

В этом месяце исполняется 40 лет со времени тайного визита Генри Киссинджера в Пекин, благодаря которому был начат процесс исправления 20-летнего периода нарушенных дипломатических отношений США и Китая. Та поездка и последующий визит президента Ричарда Никсона стали главным событием пересмотра отношений во время "холодной войны". США и Китай забыли о своей чрезмерной враждебности в совместной и успешной попытке сдержать экспансионистский Советский Союз.

Сегодня Советский Союз исчез, а сила Китая растет. Некоторые американцы утверждают, что усиление Китая не может быть мирным, и что США поэтому должны принять сейчас политику сдерживания КНР. Вообще, многие китайские политики считают, что такова и есть текущая стратегия Америки. Они не правы.

В конце концов, сдерживание СССР во время "холодной войны" означало практически полное отсутствие торговли и редкость социальных контактов. Сегодня, напротив, у США с Китаем не только огромная торговля, но и обширные социальные контакты: например, в американских университетах обучаются 125 000 китайских студентов.

По окончании "холодной войны" сдерживание Советского Союза, начатое после визита Киссинджера, уже не могло служить основой американо-китайских отношений. Более того, отношения с Китаем охладели после стрельбы на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., и администрации Клинтона пришлось разрабатывать новый подход.

Когда в 1994 г. я руководил составлением отчета Пентагона (министерства обороны США) "Обзор стратегии для Восточной Азии", мы отклонили идею сдерживания Китая по двум причинам. Если бы мы относились к Китаю как к врагу, в будущем мы бы гарантированно получили врага. Если же мы будем относиться к Китаю как к другу, мы не сможем гарантировать дружбу, но, по крайней мере, сможем сохранить возможность более благоприятных результатов.

Кроме того, было бы трудно убедить другие страны присоединиться к коалиции по сдерживанию Китая, если только Китай не стал бы использовать тактику запугивания, к которой прибегал СССР после Второй мировой войны. Лишь Китай своим поведением смог бы организовать сдерживание Китая другими.

Вместо сдерживания администрация Клинтона разработала стратегию, которую можно назвать "интеграция, но с ограничениями". Это чем-то напоминало подход "доверяй, но проверяй" Рональда Рейгана к стратегическим договоренностям с СССР. С одной стороны, США поддерживали членство Китая во Всемирной торговой организации и принимали китайские товары и приезжих. С другой стороны, Декларация Клинтона-Хашимото, принятая в апреле 1996 г., закрепляла то, что американо-японский договор о безопасности остается, но не в качестве пережитка "холодной войны", а в качестве основы стабильности и процветания Восточной Азии.

Клинтон также начал улучшать отношения с Индией - стратегия, получившая двухпартийную поддержку в США.

ArrayАдминистрация Буша продолжала улучшать двусторонние отношения, одновременно углубляя и юридически оформляя диалог с Китаем. Затем заместитель государственного секретаря Роберт Зеллик дал понять, что США поддерживают усиление Китая как "ответственного игрока". Данная политика преследуется и администрацией Обамы, которая расширила ежегодные экономические консультации с Китаем, включив в обсуждение также и темы безопасности.

Как я говорю в своей новой книге "Будущее власти", одним из главных изменений расстановки сил в мире в XXI веке является восстановление Азии. В 1800 г. Азия насчитывала половину мирового населения и составляла половину мировой экономки. К 1900 г. промышленная революция в Европе и Северной Америке уменьшила долю Азии в мировом производстве до 20%. К середине текущего века Азия будет снова насчитывать половину мирового населения и ВВП.

Это естественная и приветствуемая эволюция, т.к. она позволяет сотням миллионов людей избежать бедности. В то же время она порождает опасения того, что Китай станет угрозой для США.

Подобные страхи кажутся преувеличенными, в особенности если вспомнить о том, что Азия не является одним целым. В ней есть свой внутренний баланс сил. Япония, Индия, Вьетнам и другие страны не хотят, чтобы Китай доминировал над ними, и поэтому они приветствуют присутствие США в регионе. Если Китай не будет развивать свою "мягкую силу", рост его военной и экономической силы вполне может испугать его соседей, которые начнут создавать коалиции в противовес его усилению. Это как если бы Мексика и Канада искали союза с Китаем для противовеса влиянию США в Северной Америке.

После финансового кризиса 2008-2009 гг., поскольку Китай быстро восстанавливался и вернулся к 10% экономического прироста в год, некоторые китайские политики и аналитики стали призывать к более напористой внешней политике как следствие усиления Китая. Многие ошибочно полагали, что США были в упадке, и что данный кризис предоставил Китаю новые стратегические возможности.

Например, Китай начал предъявлять территориальные претензии в Южно-Китайском море, а также обострять давний пограничный спор с Индией. В итоге в течение двух последних лет Китай ухудшил отношения с Японией, Индией, Южной Кореей, Вьетнамом и с другими странами - просто замечательные "успехи", подтверждающие стратегическую предпосылку США о том, что "лишь Китай может сдержать Китай".

Но было бы ошибкой сосредотачиваться только на ограничительной части американской стратегии. США и Китай (как и другие страны) получат много выгоды от сотрудничества в межгосударственных вопросах. Без такого сотрудничества невозможно разработать и реализовать способы борьбы с мировой финансовой нестабильностью, изменением климата, кибертерроризмом и пандемиями.

Если сила - это способность добиваться желаемых результатов, важно помнить, что иногда наша сила усиливается, если мы действуем совместно с другими, а не подавляя других. Данное важное измерение стратегии "умной силы" для XXI века не входит в концепцию сдерживания. Когда четыре десятилетия назад Киссинджер приземлился в Пекине, он начал не только останавливать "холодную войну", но и развивать новую эру отношений США и Китая.

Перевод с английского Николая Ждановича

* * *

Материал публикуется в рамках сотрудничества газеты "Зеркало" и Project Syndicate /Institute of Human Sciences/ www.project-syndicate.org.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика