"Габалинская радиолокационная станция (РЛС) не нужна России, но ее сохранят", - заявил вчера News.am руководитель российского Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа, полковник запаса, кандидат военных наук Анатолий Цыганок. По его словам, это преследует, скорее, не практические военные, а стратегические цели.
"Россия стремится сохранить свое присутствие в Азербайджане. Этим и объясняются усилия Москвы, направленные на сохранение Габалинской РЛС", - подчеркнул А.Цыганок.
Как отметил эксперт, это вынуждает Россию повышать арендную плату и часть прочих выплат Азербайджану, а тот пользуется этим. "Азербайджан в этой связи прибегает к политическим провокациям", - подчеркнул А. Цыганок.
Что это за "политические провокации", к которым Азербайджан "прибегает", А.Цыганок решил почему-то не уточнять. При этом он совершенно не объясняет, зачем Москве выделять деньги и средства на модернизацию станции, если она "не нужна России". Если уж РЛС нужна его стране не с военной точки зрения, а исключительно ради сохранения присутствия в Азербайджане, тогда ее можно было бы оставить в том виде, каком она находится сегодня. Не так ли, товарищ полковник?
"Если уж кому и не нужна эта станция, так это Азербайджану, - заявил в свою очередь "Зеркалу" депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков. - Нам уж она точно не нужна! Ни с военной точки зрения, ни с какой-либо другой - абсолютно. Нет от ее присутствия никакой военной целесообразности для Баку. Габалу надо развивать как центр туризма. А соседство с такой РЛС, кроме убытков, Азербайджану ничего не приносит. Более того, само ее наличие в определенной степени притягивает к себе угрозу извне. Ведь эта РЛС является элементом российской системы стратегического сдерживания. Перед нашим-то государством никакой такой задачи не стоит.
ArrayНо при этом станция наносит экологический вред нашей природе, а тем более в том месте Большого Кавказа, где мы собираемся развивать туризм".
"А если бы самой России эта РЛС была не нужна, то она точно так же эвакуировала бы ее, как она отказалась от использования станции в Мукачеве (Закарпатье), в Крыму, - подчеркнул депутат. - И, кстати говоря, в этом смысле хочется сказать: ради Бога, не надо, заберите свои старые, заржавевшие железки, и, как говорится, легкой дороги вам.
Я думаю, что на самом деле Габалинская РЛС нужна именно России, коль сюда уже во второй или третий раз приезжает как раз по этой теме министр обороны Сердюков и проводит переговоры в Москве с Сафаром Абиевым. Мне трудно рассуждать в российском контексте о том, как видится им эта РЛС - как стратегическое присутствие, или еще что-то. Но в общем известно, что параметры станции типа "Воронеж", которая сейчас разворачивается в Армавире, позволяют "смотреть" где-то на 2 тысячи километров. Из Габалы можно было "смотреть" на 4,5 тысячи, а после модернизации это расстояние увеличится до 6 тысяч километров. Если Россия полностью отказывается от своих амбиций в качестве великой державы, и у нее нет необходимости так далеко "смотреть", отслеживать активность ракет и авиации, тогда, конечно, Габалинская РЛС ей не нужна. Ну, и до свидания, никто настойчиво просить остаться не собирается".
Но если РЛС России нужна, и она вкладывает определенные средства в ее модернизацию, то здесь становится актуальным целый комплекс вопросов, отметил Р.Мусабеков. "И я думаю, что арендная плата среди этих вопросов, наверное, самый последний. То, что плата будет повышена как минимум в 3 раза, у меня нет никакого сомнения, хотя бы потому, что расчетные единицы, в которых она производилась, за 12 лет обесценились вдвое. А с учетом того, что новый договор об аренде рассчитывается на определенную перспективу, то надо и дальше учитывать, что доллар может падать, а соответственно будут сокращаться и размеры выплат за эту станцию из бюджета России. Поэтому повышение цен за аренду, за электричество, за воду - это самое маленькое и простое из того, что является предметом этих переговоров.
Другой вопрос, что раз Россия решает свои определенные стратегические задачи, безусловно, Азербайджан должен иметь от этого для себя конкретные выгоды политического характера и в контексте укрепления собственной безопасности. Потому что безопасность РФ, которая обеспечивается в том числе Габалинской РЛС, абсолютно не увеличивает безопасность Азербайджана. Так что переговоры между Баку и Москвой пока продолжаются, а если Цыганок произносит какие-то "приятности" для армянской аудитории, то это, как говорится, его личное дело", - заключил Р.Мусабеков.
Отметим, что, как уже сообщалось ранее, Россия настаивает на ряде непрямых арендных выплат в будущем, например, в виде расширения квот на бесплатное обучение наших офицеров в высших военных учебных заведениях России. Баку же настаивает на прямых выплатах.
Согласно неофициальным данным, в настоящее время позиция Азербайджана заключается в том, что он хотел бы повысить арендную плату для России, получить дополнительные средства для устранения экологического воздействия РЛС, а также добавить в договор положение о запрете на передачу третьим государствам полученной на РЛС информации без разрешения властей Азербайджана.
Помимо этого, азербайджанские власти добиваются повышения платы за подаваемую на станцию электроэнергию, увеличения численности занятого на РЛС персонала из числа местных жителей, а также получения компенсации за материальный ущерб, понесенный Азербайджаном в связи с невозможностью развития туристического сектора в этой горной местности.
Еще один российский военный эксперт, директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев недавно заявил, что "если цена на аренду Габалинской РЛС будет завышена, то с точки зрения экономики ее нет смысла использовать".
Однако в Кремле, очевидно, думают иначе. В июне 2011 года Москва и Баку обменялись официальными заявлениями на уровне МИД по поводу нового соглашения. "Россияне хотят продлить аренду. Мы готовы рассматривать это партнерство, но его условия должны быть пересмотрены. Они должны платить больше", - заявил замминистра иностранных дел Азербайджана, личный представитель президента Азербайджана в процессе урегулирования карабахского конфликта Араз Азимов. По его словам, сейчас "риск больше, вопрос существеннее, а важность Габалы выше".
Кстати, на Западе звучат мнения, что вопрос Габалы официальный Баку намерен использовать также и в контексте решения армяно-азербайджанского конфликта. Руководитель Фонда Jamestown Глен Хоуард заявил, что "США отдали инициативу на Южном Кавказе России. И на сегодняшний день самым действенным средством против России у Баку является Габалинская РЛС".
Некоторые эксперты полагают, что вопрос размещения международного миротворческого контингента в зоне конфликта увязывается и с вопросом будущего Габалинской РЛС, которую еще в 2007 году Россия предлагала передать в аренду Вашингтону взамен на установление им систем ПВО в Восточной Европе.
Напомним, что Габалинская РЛС, которая в открытых документах называется "Информационно-аналитическим центром "Дарьял", была передана в аренду России в 2002 году. Срок аренды завершается в январе 2012 года. Станция используется Россией для контроля за воздушно-космическим пространством на южном направлении и предупреждения о возможных пусках баллистических ракет, в том числе из таких стран, как Иран, Пакистан, Индия. По техническим характеристикам даже сегодня это самая мощная из подобных радиолокационных станций в системе раннего оповещения.
Как говорил ранее автору этих строк директор Военно-аналитического исследовательского центра Ильдрым Мамедов, "нужно ли воюющей Азербайджанской Республике иметь у себя в тылу РЛС, которую можно считать иностранной военной базой? Если мы захотим освободить Карабах силой оружия, начнем большую войну, то что мы будем иметь? Получится, что стратегический союзник Армении имеет военную базу за спиной наших войск. Конечно же, ее личный состав может быть задействован в провоцировании межэтнических, межнациональных противоречий, создании террористических групп, и в итоге - в создании сепаратистских образований в северных регионах Азербайджана. Кроме того, не надо забывать, что работа РЛС наносит экологический ущерб нашей родине. Каждый год она съедает электроэнергию, достаточную для обеспечения в течение этого времени нужд 3-4 районов республики. У нас увеличивается количество радиологических заболеваний. Поэтому мы должны сказать: долой эту базу! Стоп-машина! Не продлеваем аренду и избавляем свою территорию от этого опасного объекта, который наносит нам и военный, и политический, и экономический, и экологический вред".
|