В Азербайджанском медиацентре состоялся "круглый стол" неправительственной организации "Наблюдение за местами лишения свободы". Мероприятие проводилось в рамках проекта "Психологическая поддержка осужденных" при поддержке Совета Европы и Фонда молодежи Европы.
"В законодательстве нашли свое отражение права и обязанности осужденных. 24 июня 2008 года в статью 10 Кодекса по исполнению наказаний были добавлены права осужденных о получении психологической помощи. После этого в учреждениях по отбыванию наказания были открыты штаты психологов". Об этом вновь вспомнили участники и организаторы "круглого стола".
По словам представителя НПО "Наблюдение за местами лишения свободы", психолога Азера Керимова, вот уже в течение трех лет должность психолога в местах отбывания наказания продолжает оставаться вакантной. "По нашему мнению, это объясняется двумя факторами. Это отсутствие основательного преподавания в высших учебных заведениях пенитенциарной психологии и боязнь перед тюремной атмосферой, которую испытывают сами специалисты-психологи", - утверждает А.Керимов. НПО, как оказалось, активно работает в направлении решения данной проблемы. "Нами были организованы специальные курсы по пенитенциарной психологии. На этих курсах обучались 20 психологов", - сообщил А.Керимов участникам "круглого стола".
При поддержке Пенитенциарной системы при Министерстве юстиции были организованы профильные семинары в десяти учреждениях по отбыванию наказания. Их целью стало проведение работ по психологической реабилитации осужденных и приобретение молодыми психологами профессиональных навыков.
Руководитель другой НПО Эльчин Салманов, оценивая сложившееся положение, сказал, что психологические проблемы испытывают не только осужденные, но и сотрудники учреждений по отбыванию наказания. В комплексе зафиксированных негативных позиций он указал на существование проблем, которые испытывают осужденные с нетрадиционной ориентацией. "Начальство пытается их отгородить от других осужденных. Но это не всегда получается", - заявил Э.Салманов.
Как было отмечено, в тюрьмах оказываются и насильники, которые по неписаным законам тюремной жизни подлежат своеобразному "наказанию" со стороны других осужденных.
Тем, что факты нарушения прав осужденных являются повседневной обыденностью, никого не удивить. В учреждениях по отбыванию наказания имеются осужденные, которые просто не хотят подчиняться общепринятым правилам.
ArrayИ, естественно, они наказываются.
Много вопросов всегда возникает с проблемой помещения осужденных в карцеры. А.Керимов по этому поводу рассказал следующее: "К нам обратился один осужденный. Он заявил, что ему часто хочется оставаться одному, и поэтому он сам просит поместить его в карцер".
Участник "круглого стола", представитель Пенитенциарной системы Ровшан Гаджиев высоко оценил проведенную неправительственной организацией работу. По его словам, психологическая помощь имеет большое значение для осужденных. "В колониях мы пытались создать комнату психологического отдыха, но при отсутствии психолога наша попытка не увенчалась успехом", - заявил он.
Представитель Пенитенциарной системы также посетовал на необъективность журналистов. "В одной из газет была опубликована информация о том, что якобы один из осужденных находился в карцере 11 месяцев. Мы рассмотрели этот вопрос. Осужденный, о котором шла речь, был лишен свободы в декабре прошлого года. Как он мог находиться в карцере 11 месяцев?" - вопросил Р.Гаджиев. Он также отметил, что некоторые журналисты вырывают из контекста высказывания членов Общественного комитета при Пенитенциарной системе, чем и "вносят сумятицу в представления о существующем положении вещей".
Р.Гаджиев рассказал о работе Пенитенциарной системы по борьбе с коррупцией. После его выступления один из участников "круглого стола", руководитель неправительственной организации по борьбе с коррупцией Вагиф Мовсумов рассказал о следующем случае: "Ко мне недавно обратились родственники одного из осужденных. Они сообщили, что в медицинской части Пенитенциарной системы берут деньги за лечение. А другой поведал мне о том, что, будучи тяжело больным, не может позволить себе лечение, так как не владеет требуемой суммой".
Реакция Р.Гаджиева на высказывания В.Мовсумова была такой: "Кто вам это сказал? Этого просто не может быть". А член Общественного комитета при Пенитенциарной системе Назир Гулиев добавил, что члены комитета всегда помогают осужденным в случае их обращений.
По мнению некоторых членов Общественного комитета, журналисты не стремятся посещать места заключения. Присутствовавший на пресс-конференции корреспондент агентства "Туран" Тофик Туркел не согласился с этими утверждениями. "Руководство Пенитенциарной системы пускает журналистов в тюрьмы лишь тогда, когда им это выгодно. В случае нашего посещения они стараются, чтобы продемонстрировать лишь красивые декорации. Если бы нас пускали в тюрьмы, когда мы захотим, то тогда можно было бы говорить о соблюдении объективности", - заявил Т.Туркел.
В ответ член Общественного комитета Назир Гулиев заявил, что руководство Пенитенциарной системы регламентирует посещения журналистами мест заключения в целях безопасности самих представителей масс-медиа. "Ведь тюрьму нужно подготовить к вашему приходу", - заключил он.
|