Вслед за президентом Франции Николя Саркози первый заместитель государственного секретаря США Уильям Бернс завершил свой вояж по трем странам Южного Кавказа. Если учесть, что речь идет о США как о единственной супердержаве современного мира, то для стран Южного Кавказа уровень первого заместителя госсекретаря по статусу вполне сопоставим со статусом президента Франции.
Находясь в Ереване, он имел встречу с президентом Армении Сержем Саркисяном, который подчеркнул, что Армения всегда была решительно настроена на укрепление отношений с США. По словам главы государства, Армения рассматривает отношения с Соединенными Штатами как гарантию осуществления реформ в стране, в том числе по экономическому развитию, укреплению демократии, обеспечению стабильности в регионе. С. Саркисян также подчеркнул, что Армения придает важность посредническим усилиям США как страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ в деле мирного урегулирования карабахского конфликта.
Замгоссекретаря У. Бернс, указав на приоритетность визита в Армению, отметил, что это доказывает, какое значение руководство США придает региону, и в частности, Армении. Он заверил, что сделает все возможное для укрепления армяно-американских отношений.
В Баку, Ереване и Тбилиси Н.Саркози и У.Бернс говорили об одном и том же, только каждый в своем стиле. Во всех трех столицах отмечались важность и необходимость демократизации. Если в Ереване и Тбилиси речь шла о необходимости проведения предстоящих общенациональных выборов в более демократических условиях, чем предыдущие, то ожидания высокопоставленных гостей от официального Баку вполне соответствовали уровню, на котором находится наша страна в сфере обеспечения демократии, гражданских и политических прав.
От нас просили мелочи, если, конечно, рассматривать ситуацию не с колокольни официального Баку, а с позиции стандартов, принятых на демократическом Западе. Официальный Баку обещал освободить политических заключенных, обеспечить для собственных граждан свободу слова и собраний, а не только для участников и гостей предстоящего песенного конкурса европейского масштаба, и, наконец, обязался уважать право на частную собственность. Одним словом, нас призвали догнать Грузию и Армению. Но к этой стороне взаимоотношений по оси Азербайджан-Запад мы еще вернемся.
Речь в трех странах шла также о конфликтах.
ArrayПритом о конфликтах разных категорий. В Грузии высокие гости говорили о конфликте, урегулирование которого не представляется возможным, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Потому западные друзья просили официальный Тбилиси не дразнить "северного медведя", чтобы отбить у него охоту для последующей дестабилизации ситуации на Южном Кавказе.
В Баку и Ереване они говорили об опасности сохранения существующего статус-кво и о необходимости немедленного прогресса на мирных переговорах по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Таким образом, на Западе допускают возможность урегулирования карабахского конфликта в ближайшей перспективе, из чего можно сделать вывод: нас с армянами воспринимают в качестве больных, которые подлежат выздоровлению. Хотя непонятно, на каком основании западные друзья пришли к такому выводу. Они, кажется, о нас, то есть об азербайджанцах и армянах, думают намного лучше, чем мы есть на самом деле. Но все же приятно.
В Баку говорили и о необходимости нейтрализации назревающего азербайджано-российского конфликта вокруг транспортировки энергоресурсов из Каспийского бассейна на европейские рынки. Тут, скорее всего, официальный Баку с учетом собственных интересов настоятельно просил без оглядки на Россию поддержать строительство Транскаспийского газопровода взамен на обещание нейтрализовать любое давление со стороны Москвы.
В Тбилиси, несмотря на то, что Грузия пока является единственно возможным маршрутом транспортировки каспийских энергоресурсов на европейские рынки, эта тема вряд ли была затронута. Хотя бы потому, что взаимоотношения между Грузией и Россией никудышные, и по этой причине Тбилиси готов сказать "да" любому предложению Запада. Тем более что строительство Транскаспийского газопровода при отсутствии прогресса в урегулировании карабахского конфликта в ближайшее время отвечает интересам Грузии. В этом случае акции Грузии как единственно возможного маршрута транспортировки каспийских энергоресурсов в обход России еще более вырастут.
К сожалению, реакция официального Баку на существующие угрозы напоминает поведение солдата из старого черно-белого советского художественного фильма. Этот солдат с опаской выглядывал из окопа и в зависимости от того, какие части - красногвардейские или же белогвардейские - ближе к его укрытию, менял погоны. Когда подписывались новые соглашения по аренде российской военной базы в Гюмри, мы не просто хранили молчание, а публично заявляли, что это нас никак не касается. А сегодня на уровне МИД заявляется совсем другое. Оказалось, что армяно-российское военное сотрудничество, включая существование военной базы в Гюмри, является дестабилизирующим фактором в регионе. Наконец-то прозрели. Радует. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Баку на официальном уровне опять не замечает вызывающих и угрожающих заявлений Москвы, притом касающихся и строительства Транскаспийского газопровода. А вот в Ашгабате замечают и реагируют. Проще говоря, дают отпор незаконным притязаниям российского руководства.
Министерство иностранных дел Туркменистана выразило недоумение по поводу избранной российскими официальными структурами позиции в отношении сближения Туркменистана с Европейским Союзом в энергетической сфере. Об этом, как сообщает АПА, говорится в заявлении МИД Туркменистана. В заявлении отмечается, что 12 сентября этого года Европейский Союз выдал мандат Еврокомиссии на ведение переговоров по правовой базе проекта Транскаспийского газопровода..
|