Страна отмечает праздники. По утверждению некоторых наших политиков, даже великие победы, причем сразу две. Одна безраздельна наша, по поводу другой радость победы можно разделить с братской Турцией. Но обо всем по порядку.
Начало недели оказалось богатым на большие события для маленького Азербайджана. Наша страна стала непостоянным членом Совета Безопасности ООН, а в Турции были подписаны долгожданные азербайджано-турецкие газовые соглашения, которые открывают путь для реализации проекта "Набукко".
Пакет азербайджано-турецких документов подписан по итогам первого заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Наиболее важными были соглашения по энергетике. Так, глава Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев и глава турецкой государственной трубопроводной компании BOTAS Фазиль Шенель подписали соглашение о купле-продаже азербайджанского газа.
Глава BOTAS и президент операционной компании BP Exploration (Shah-deniz) Ltd. Рашид Джаваншир подписали соглашение о транспортировке азербайджанского газа через территорию Турции. Министр энергетики Турции Танер Йылдыз и министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев подписали межправительственный протокол об энергетическом сотрудничестве.
Тем самым, можно сказать, Азербайджан юридически и коммерчески решил все вопросы для продажи своего газа на границах Европейского Союза.
Отметим, что меморандум о взаимопонимании по транзиту азербайджанского газа через Турцию в Европу был подписан 7 июня 2010 года в ходе рабочего визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Стамбул.
Турецкая пресса уже окрестила подписанные газовые соглашения как "исторические". Но, к сожалению, "исторический момент" был омрачен сильным землетрясением в восточных районах Турции. Кстати, как удалось выяснить, до последнего момента визит И.Алиева в Турцию был под вопросом. Были даже предложения отложить визит до лучших времен. Но в последний момент все же было решено не срывать важное мероприятие, а максимально сжать программу и все мероприятия вместить в рамки нескольких часов.
Турецкие средства массовой информации в основном были заняты на тревожном сегменте реалий - землетрясении - и потому не смогли полностью сконцентрироваться на газовой проблеме. И это понятно, ведь внимание даже к самым торжественным и "историческим событиям" должно отходить на второй план, если страну и ее граждан постигло большое горе.
Кстати, уж очень раздражает то, что часть зарубежных средств массовой информации занимается политическими спекуляциями вокруг этого горя. Некоторые СМИ, в том числе российские, утверждают, что Турция по политическим мотивам отказалась от помощи Армении, Израиля и Греции.
ArrayДело дошло до того, что вице-премьеру Турции Бюленту Арынджу пришлось выступить с разъяснением по данному вопросу. Он опроверг слухи о том, что отказ турецкого правительства от помощи, предложенной Израилем, носит политический характер. Б.Арындж назвал эти слухи "отвратительными" и не соответствующими действительности.
"На правительственном уровне мы можем быть не в наилучших отношениях с Израилем. Тем не менее, было бы неправильно и неуместно в минуту такого бедствия негативно реагировать на такие гуманные предложения израильского правительства. Абсолютно не соответствуют действительности утверждения, что мы отказались от помощи, исходя из политической повестки", - подчеркнул Б.Арындж.
В тот же день президент Армении Серж Саркисян направил срочную телеграмму соболезнования турецкому коллеге, сообщив, что армянские спасатели готовы немедленно отправиться в зону бедствия и оказать всевозможную помощь.
Отметим, что десятки стран предложили Турции помощь в связи с разрушительным землетрясением. От имени Израиля помощь предложил израильский президент Шимон Перес, который позвонил президенту Турции Абдулле Гюлю. Министр обороны Израиля Эхуд Барак, в свою очередь, попросил главу отделения безопасности Амоса Гилада предложить Турции "всяческую помощь" для ликвидации последствий сильного землетрясения.
И никто даже не задумывается над тем, что Турция не приняла помощи и от США, России, с которыми у нее отношения далеко не в кризисном состоянии, и от многих дружественных государств. Официальная Анкара никому ни в чем не отказывала. Просто турецкие власти всем заявили, что смогут справиться с последствиями трагедии самостоятельно. А Азербайджан и Болгария сразу после того, как было получено сообщение о землетрясении, даже не согласовав детали с официальной Анкарой, отозвались на беду соседа.
Кстати, сегодня многие в Турции отмечают, что решение официальной Анкары отказаться от внешней помощи было ошибочным. В регионе бедствия не хватает продуктов питания, теплой одежды, палаток, а ночью в восточных районах страны температура опускается ниже нуля. После трех суток кошмара вряд ли под завалами можно найти живых. Но это ошибка правительства, за которую его жестко критикует турецкая пресса.
На этом нерадостном фоне Азербайджан и Турция свою часть нагрузки для реализации "Набукко" сделали. Наступает черед Евросоюза и США, которые должны добиться реализации строительства Транскаспийского газопровода вопреки позиции официальной Москвы и нейтрализовав угрозы, исходящие от России в отношении Азербайджана и Туркменистана. По крайней мере, министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, по всей видимости, придется объяснить, что учитывать геополитические и экономические интересы России во вред собственным не является односторонним обязательством стран региона и Евросоюза.
А вот радость непостоянного членства в Совбезе никому и ничем не удалось омрачить. Хотя многие политики акцентируют внимание именно вокруг самого факта, характеризуя данное событие как великую победу азербайджанской дипломатии. Но ведь сам по себе факт не из ряда вон выходящих. Достаточно отметить, что наряду с Азербайджаном непостоянными членами Совбеза ООН стали также Того и Гватемала, которые уж точно не претендуют на великие победы.
Кроме того, надо признать, что Евросоюз и США не были против, как на то указывают некоторые силы. В противном случае Словения просто не сняла бы свою кандидатуру. И тогда Азербайджану вряд ли удалось бы добиться поддержки двух третей Генассамблеи ООН. Такому методу блокирования кандидатуры той или иной страны в непостоянные члены Совбеза ООН Запад прибегал не раз.
А стоит радоваться еще и тому, что статус непостоянного члена Совбеза ООН на время открывает определенные возможности, которые могут быть использованы для решения таких важных вопросов, как карабахский конфликт, нейтрализация угроз, в том числе связанных с реализацией проекта "Набукко".
Эти вопросы были затронуты на переговорах министра иностранных Азербайджана Эльмара Мамедъярова с грузинским коллегой Григолом Вашадзе.
Широкий спектр двусторонних отношений и регионального сотрудничества был обсужден в Баку на переговорах министров иностранных дел двух партнеров. Одной из тем стал транзит азербайджанского газа через Грузию в свете подписанных вчера газовых соглашений между Азербайджаном и Турцией. "Мы также обсудили вопросы делимитации азербайджано-грузинской границы. Следующий ранг переговоров по этому вопросу состоится через месяц в Грузии", - сказал Э. Мамедъяров на пресс-конференции по завершении переговоров.
Он отметил высокий уровень политического и экономического сотрудничества двух стран.
Г.Вашадзе поздравил азербайджанского коллегу по случаю избрания Азербайджана непостоянным членом СБ ООН.
Отвечая на вопрос о причинах задержки в вопросе делимитации границы, гость сказал, что обсуждения продолжаются, а незавершенность работы в этом направлении не создает сложностей для двусторонних отношений.
Комментируя по просьбе Turan итоги визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ, их призыв укреплять меры доверия, Э..
|