Сейчас вы читаете газету за 31.12.2010 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Пятница | 31.12.2010
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Карабах: от советизации к автономии
Пятница, 31.12.2010


Джамиль Гасанлы
размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 25 декабря 2010 г.)

Почему же вообще в декларации Н.Нариманова прозвучала идея передачи Зангезура и Нахчывана Армении? На деле эта идея пришла из Москвы, из Политбюро ЦК РКП. Еще 4 ноября 1920 года, в дни известной поездки И.Сталина на Кавказ, состоялось совместное заседание ЦК АКП (б) и Кавбюро ЦК РКП (б), на котором был заслушан доклад Леграна о положении в Армении и принято соответствующее решение. В пункте "б" этого решения, касающегося обсуждаемого договора между Россией и Арменией, отмечалось: "Одновременно сообщить мнение Политбюро, что предложенный в договоре пункт о передаче Армении Нахичевани и Зангезура (предложенный Москвой - Дж.Г.) не выгоден ни в политическом, ни в стратегическом отношении и может быть произведен лишь в крайнем случае". В пункте "г" Н.Нариманову поручалось составить обоснование мнения Политбюро о Нахчыване и Зангезуре. Как видим, в это время карабахской проблемы вообще не существовало, а потому она и не обсуждалась.

20 ноября 1920 года в Иреван прибыла дипломатическая миссия Советской России. Одним из первых шагов миссии было отслеживание хода переговоров между Турцией и Арменией в Гюмри, а также разобраться в территориальных претензиях Армении к Азербайджану и Грузии. Нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин получил информацию о том, что "сейчас существование армянского народа зависит не столько от военной силы, сколько от дипломатии. Нужно отказаться от партийного романтизма и вооружиться суровым реализмом". Что же касается армянских претензий на Карабах, то дипломатическая миссия напоминала Чичерину: "В Батуме Качазнуни и Хатисян, ведя переговоры с турками (имеется в виду мирная конференция в Батуме в мае-июне 1918 года - Дж.Г.), согласились Карабах отдать Азербайджану" (см. "Наркому иностранных дел Чичерину от диппредставительства Советской России в Иреване". Ноябрь, 1920 // ГА АР, ф.28, оп.1, д.38, л.15).

3 июня 1921 года состоялось заседание Кавказского Бюро ЦК РКП (б) при участии членов бюро Орджоникидзе, Махарадзе, Нариманова, Мясникова, Орехалошвили, Назаретьяна, Фигатнера и кандидата в члены бюро секретаря ЦК Азербайджанской КП Каминского, а также члена ЦК КП Грузии Элиавы. На вечернем заседании пленума на повестке дня было три вопроса:

1) Азербайджанский вопрос;

2) Зангезурский вопрос;

3) О кочевниках.

Решения по первому и третьему вопросам отражены в протоколе N6, но по второму вопросу вместо решения имеется запись "См. приложение к протоколу".

ArrayЗдесь, как говорится, и кроется корень зла. Во-первых, решение Кавбюро по Зангезурскому вопросу, состоявшее из семи пунктов, было принято с грифом "Совершенно секретно", хотя протокол N6 целиком такого грифа не имеет. Во-вторых, гриф "Совершенно секретно" стоит над зангезурским вопросом. Однако из семи пунктов секретного решения только шесть касаются Зангезура, а пункт пятый касается только Нагорного Карабаха, и в нем записано следующее: "Указать в декларации армянского правительства о принадлежности Нагорного Карабаха Армении" (см. Приложение к протоколу N6 вечернего заседания Пленума Кавбюро ЦК РКП (б). 03.06.1921 // РГАСПИ, ф.64, оп.1, д.1, л.77).

То есть в "совершенно секретной" форме Армении было поручено выступить с правительственной декларацией, где указать принадлежность Нагорного Карабаха Армении, хотя Кавказское Бюро не обладало полномочиями для принятия подобного решения. К тому же, 2 мая 1921 года пленум ЦК рассмотрел вопрос организации Кавказского Бюро и поручил всю работу между пленумами вести президиуму из трех человек, куда вошли Орджоникидзе, Махарадзе и Фигатнер. Как видим, Кавказское Бюро находилось в руках узкого круга людей, и Азербайджан в этом президиуме не был представлен.

После подобного решения 12 июня Совет Народных Комиссаров Армении издал декрет о присоединении нагорной части Карабаха к Армении. В нем было записано: "На основе декларации Революционного Комитета Азербайджанской Советской Социалистической Республики и договоренности между социалистическими республиками Армении и Азербайджана провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Армянской Советской Социалистической Республики". Этот декрет, подписанный 12 июня А.Мясниковым (А.Мартуни) и М.Карабекяном, был 15 июня обсужден в ЦК КП Армении, после чего было принято решение о его публикации. Там было сказано: "Опубликовать декрет о присоединении Нагорного Карабаха к Советской Армении". На том же заседании пятым пунктом стоял вопрос "О направлении представителя в Карабах". В решении было записано: "Тов. Мравяна и с ним Пирумова, Акопа Иоанисяна, Тер-Симоняна и группу других товарищей направить в Карабах". В соответствии с этим решением только 19 июня, то есть спустя целую неделю, Армянский Революционный Комитет опубликовал в прессе правительственный декрет. Асканаз Мравян был утвержден чрезвычайным поверенным в Нагорном Карабахе.

Через день после публикации в прессе декрета Армревкома, для придания действенного характера этому документу и учитывая важность закрепления в Зангезуре с целью овладения Карабахом, ЦК КП Армении 20 июня принял решение "Об усилении подпольной работы в Зангезуре посылкой новых работников". В связи с этим 28 июня председатель хозсовета Армении Л.Лукашин и комиссар юстиции А.Каринян были командированы в Зангезур. Решением ЦК КП Армении от 28 июня чрезвычайным уполномоченным в Зангезур был направлен Макинсян, с мая 1921 года занимавший в армянском правительстве пост министра внутренних дел. Комиссар почт и телеграфа Тер-Симонян был назначен председателем Зангезурского Революционного Комитета. Ему было поручено срочно выехать, чтобы занять Герус. В ЦК КП Азербайджана и к И.Довлатову обратились с просьбой послать помощников А.Мравяну. Но мусульманское население Зангезура охватили волнения, и обоим комиссарам Армении в начале августа пришлось вернуться в Иреван. На заседании ЦК КП Армении 7 августа Макинсян и Тер-Симонян подверглись осуждению за то, что без согласования с ЦК бежали, оставив доверенные им посты. Новым решением Тер-Симонян был на два месяца отправлен в Зангезур в качестве уполномоченного от ЦК КП Армении и Совета Народных Комиссаров.

Знакомство с текстом декрета СНК Армении от 12 июня выявляет интересные моменты: вопреки тому, что было записано в декрете, ни в декларации Азревкома ничего не было о передаче Нагорного Карабаха Армении, ни между республиками не было никакого согласия. Видимо, авторы декрета вдохновились "совершенно секретным" решением по "Зангезурскому вопросу", принятым Кавбюро при председательстве Орджоникидзе и секретарстве Фигатнера 3 июня.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика