Сейчас вы читаете газету за 29.08.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 29.08.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Соратники "Михайло"
Соратники "Михайло"
Суббота, 29.08.2009


Шамистан Назирли
размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 8, 15 и 22 августа 2009 г.)

...Девятый партизанский корпус и после гибели отважного Михайло провел множество удачных операций на морском побережье Словении. Соратники Мехти не прекращали борьбу с погаными фашистами. Зимой 1945 года корпус освободил от врага города Триест, Гориция, Триглаван, Постойна и Риека.

В первые дни мая 1945 года Джавад Хакимли получил легкое ранение в боях за Опчину и в течение десяти дней находился на излечении в госпитале села Дутовли.

Весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии облетела весь мир. Свободно вздохнули и сражавшиеся партизаны, и измученное мирное население. "Русскому подразделению" девятого корпуса предоставили отдых в селе Шемпас, здесь же располагался временный штаб. Бойцам отряда был выдан официальный документ, подтверждающий их службу в составе девятого партизанского корпуса. Вскоре их автобусами доставили в город Любляну. Тяжелораненых поместили в местном госпитале. Население города с безграничной любовью встречало партизан. С криками "Братья-русские, спасибо вам" партизан забрасывали букетами живых цветов. Здесь они сдали оружие, мотоциклы, принадлежавшие им боеприпасы.

А в Белграде сто семьдесят особо отличившихся партизан удостоились орденов и медалей Югославии. Начальник штаба роты Джавад Хакимли получил орден "За редкое мужество" и одноименную медаль. Затем состоялось 15-дневное путешествие по стальным магистралям, завершившееся в подмосковном городе Подольске.

ArrayТут они расстались с тремя советскими и двумя югославскими боевыми знаменами, которыми девятый партизанский корпус был награжден за нанесение внезапных ударов врагу в непроходимых лесах. Прошло немного времени, путь победителей пролегал в республиках Средней Азии. На каждой остановке, каждой станции освобождались купе, а потом и целые вагоны.

Направлявшийся из Кавказа эшелон миновал Ашхабад и остановился в Небит-Даге. Город был основательно разрушен после страшного землетрясения. Природная стихия оставила многие семьи без крыши над головой. Местные организации позвали на помощь бывших партизан. Засучив рукава, все взялись за дело. Руки, четыре года державшие грозное оружие, принялись строить, созидать. Начальник штаба Джавад Хакимли стал теперь звеньевым. По вечерам, после изнурительной работы, собирались и беседовали во дворах бараков. Каждый рассказывал о собственных приключениях. Кто-то вспоминал о тяжелых муках в фашистских концлагерях, геройски погибших друзьях-партизанах, а другие горели желанием увидеть свои семьи, дома после тысячи четырехсот восемнадцати дней разлуки.

Рабочие чаще собирались вокруг Джавада Хакимли, далеко за полночь просили его рассказать о Мехти Гусейнзаде, его товарищах по оружию, "Иване Черном" - Таги Ализаде, Фиридуне Гусейнове, ставших грозой немецких оккупантов. Один из молодых парней поинтересовался обстоятельствами гибели Мехти Гусейнзаде. Джавад Хакимли подробно поведал о последнем сражении своего боевого друга. Парень не мог скрыть волнения. С дрожью в голосе сказал:

- Я - школьный товарищ Мехти, к тому же мы еще и родственники.

Неожиданно для себя Джавад воскликнул:

- Не верю, многие сейчас так говорят. Но если ты родственник, тогда скажи как зовут двоюродного брата Мехти?

Не раздумывая, рабочий ответил:

- Алекпер.

Вдобавок еще и подробно описал внешний вид Алекпера.

Джавад никогда не видел Алекпера, но из рассказов Мехти знал, каким балагуром, веселым и находчивым был его двоюродный брат.

"Наверное, настало время написать письмо Бикеханум. Вдруг что-то случится здесь со мной, да и потом, надо же когда-нибудь рассказать обо всем". Так думал Джавад Хакимли и в тот же вечер отправил сестрам Мехти Бикеханум и Хуррийе письмо следующего содержания: "Несмотря на то, что это недобрая весть, я выполняю обещание, данное Мехти. Находясь в плену, мы близко подружились. Дали слово: кто останется в живых, оповещает семью друга о его судьбе. Простите, но я вынужден сообщить вам о тяжелой утрате".

Увидев под письмом подпись Джавада, а не Мехти, Бикеханум сильно засомневалась. Даже показала письмо экспертам. Те, дабы успокоить сестер, сказали, что оно написано самим Мехти. Тогда Бикеханум отправляет ответное письмо, в котором пишет, мол, брат, что это за штучки, зачем изменил имя и фамилию, мы понимаем тебя, возвращайся, не бойся, даже если ты и стал инвалидом, возвращайся, мы готовы тебя на руках носить.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика