Сейчас вы читаете газету за 12.09.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 12.09.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Удивительная жизнь Исы Султана Шахтахтинского
Неизученные биографии исторических личностей подобны непрочитанным книгам...
Суббота, 12.09.2009


Вилаят Гулиев
размер шрифта  

В далеком 80-м году прошлого столетия мне удалось с большим трудом, буквально на одну ночь, выпросить у знакомых нашумевшую книгу Олжаса Сулейменова "Аз и Я". Теперь спустя годы, конечно, многое из этой книги я уже давно позабыл.

Но один нюанс крепко засел в моей памяти, и эту очень интересную и поучительную мораль я сохранил и пронес через многие годы.

Знаменитый казахский поэт вспоминал, что во время работы над своей книгой ему приходилось часто посещать Ленинскую библиотеку (Ленинку) в Москве. И каждый раз он обязательно брал с собой костяной нож для разрезания страниц заказанных книг. Дело в том, что книги, изданные до середины XIX века, невозможно было попросту взять с полки и перелистать. Старая технология книгопечатания требовала от первого читателя предварительно, в индивидуальном порядке, разрезать и отделить каждую страницу.

Если кто-то уже успел прочитать заинтересовавшую тебя книгу, то работа облегчалась: резать страницы не было необходимости. Но если ты был первым, тогда вооружившись костяным ножом, приходилось браться за работу...

Олжас Сулейменов вспоминал, что работая над своей знаменитой книгой, ему приходилось в числе первых разрезать страницы многих старинных книг, связанных с историей и культурой казахского народа, да и в целом тюркского этноса.

Поэт сожалел, что в библиотеках и архивах разных стран до сих пор содержатся десятки, а может и сотни книг по интересующей его тематике, неразрезанные страницы которых хранят множество тайн и ждут теплого дыхания и внимательного взгляда своих исследователей. Когда в мае 2002 года в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО я напомнил об этом Олжасу Омаровичу, он с сожалением отметил, что число подобных книг, увы, не уменьшалось годами, и предстоит еще много работать и работать...

Неизученные биографии исторических личностей подобны непрочитанным (неразрезанным) книгам...

Конечно, трудно определенно сказать, что сколько книг хранят еще на своих неразрезанных страницах тайны Азербайджана. Но уверенно могу сказать, что в нашей истории имеется достаточно выдающихся личностей, богатая событиями жизнь и многогранная деятельность которых могут послужить сюжетом для десятков книг.

Одним из таких личностей, незаслуженно забытых и недооцененных был Иса Султан Шахтахтинский - ярким метеором промелькнувший в азербайджанской научной и общественно-политической мысли второй половины XIX века.

В Азербайджане наряду с царствующими династиями испокон веков существовали также культурные династии, и необходимо изучать их деятельность. Семьи Шахтахтинских, Джаваншировых, Везировых, Агаоглу, Зиядхановых, Хасмамедовых, Векиловых, Рафибековых, Гаджинских, Мехмандаровых, Шихлинских, Талышхановых и других были настолько тесно связаны с политической и культурной жизнью Азербайджана на протяжении последних столетий, что история этих династий стала историей сложного и драматического пути нашего народа.

В многочисленной и разветвленной династии Шахтахтинских сравнительно мало известен Иса Султан Шахтахтинский. О нем впервые упоминал известный литературовед, покойный Азиз Мирахмедов, в 1970 году, в своей статье "Ученый-журналист", опубликованный в журнале "Элм ве хайат". Это было первое обращение к феномену И.С.Шахтахтинского, доселе остававшемуся вне поля зрения исследователей азербайджанской литературно-общественной мысли и культуры XIX века.

Впоследствии эта статья в дополненном виде была включена в книгу "Исследования по азербайджанской литературе" (1982 год). Азиз муаллим и сам считал свои изыскания далекими от завершенности. Однако на основе изучения ограниченных источников давал очень высокую оценку литературно-общественной деятельности И.С.Шахтахтинского: "Имеющиеся пока не полные сведения об Исе Султане Шахтахтинском позволяют включить его в когорту соратников Мирза Джалила - Джалила Мамедкулизаде", - писал А.Мирахмедов в упоминаемой статье.

Это достаточно серьезная оценка. Почему и после такой оценки жизнь, творчество, личность Исы Султана остались без внимания - это трудно понять.

Во второй половине 80-х годов прошлого века работая по совершенно другой тематике в Центральном государственном архиве Грузии в Тбилиси, я часто замечал разрозненные, бессистемные материалы, касающиеся жизни и деятельности Исы Султана. Тогда не планировал написать о нем.

ArrayОднако на всякий случай конспектировал или переписывал эти материалы.

Теперь, спустя много лет, решив по мере своих возможностей изучать феномен И.С.Шахтахтинского, я даже осмелился похвалить себя за ту "дальновидность". Сегодня, не говоря уже о дальнем зарубежье, даже архивные и библиотечные фонды бывших советских республик и России, хранящие многочисленные документы и материалы по древней истории и культуре Азербайджана, почти не доступны для наших исследователей.

Когда еще азербайджанским ученым удастся поработать в Институте древнейших рукописей Армении "Матенадаран", хранящем сотни ценных рукописей и других первоисточников? В прямом и переносном смысле слова эти рукописи оказались в армянском плену.

Сколь обширны и реальны сегодня возможности азербайджанского историка или филолога посетить с долгосрочной научной командировкой Тбилиси, Москву, Санкт-Петербург, Казань (я уже не говорю об Анкаре, Стамбуле, Тегеране, Варшаве, Дели, Лондоне, Дрездене и т.д.), поработать там, обменяться мнениями с коллегами? Месячной зарплаты профессора едва хватит на один день проживания в этих городах. Осуществимы ли его мечты?

В отличие от социалистических времен, ныне в условиях либеральной экономики и торжества принципов рыночных отношений большинство библиотек, архивов и фондов перешли на платную форму обслуживания. Однако Академия наук и высшие учебные заведения не только не имеют возможности посылать своих ученых в длительные научные командировки в европейские столицы, но даже не могут обеспечить ему прожиточный минимум за рубежом.

Быть может эти нотки обиды, более свойственные публицистике, не совсем уместны в научном исследовании. Однако раньше было модным жаловаться на то, что истинная история нашего народа и сведения о ярких его представителях остались за закрытыми дверьми, что советский режим осуществляет политику монополизации доступа информации.

Теперь, когда эти двери открылись, запреты сняты, созданы широкие информационные возможности, как ни странно, наименьшую активность проявляют бывшие жалобщики. С уменьшением числа ученых, всей душой привязанных к науке, уменьшается и число посетителей библиотек и архивов, редеют ряды серьезных исследователей.

Естественно, при этом не уменьшается число неразрезанных книг и не редеют ряды выдающихся личностей, оставшихся в тени.

Ну, что же... Кажется, я далеко отошел от сути нашей темы. Вернемся опять к Исе Султану.

Передо мной номер газеты "Кавказ" от 7 ноября 1894 года - официоза Кавказского наместничества. До 7 ноября 1917 года еще долгих 23 года. За неделю до этого в Петербурге скончался предпоследний российский император Александр III. Церемония коронации нового царя Николая II и кровавая трагедия на Ходынке также еще впереди. В.И.Ленин, в скором будущем главный российский революционер и "могильщик" самодержавия, пока еще делает первые шаги своей публичной политической деятельности в Петербурге, борясь с народничеством.

По всей империи, в том числе и в Тифлисе, в эти дни царила траурная атмосфера. Но Тифлис оплакивал не только смерть императора. В газете "Кавказ" от 7 ноября 1894 года в траурной черной рамке был опубликован некролог "Иса Султан Шахтахтинский. В поисках идеала". Сообщалось о безвременной кончине одного из "талантливейших и видных людей" Кавказа.

Если не ошибаюсь, это был первый некролог, опубликованный в русскоязычной кавказской прессе по поводу смерти известного представителя азербайджанской культуры и общественной мысли. Когда в 1878 году в Тифлисе скончался Мирза Фатали Ахундов - самый известный азербайджанец того времени, газета "Кавказ", долгие годы тесно сотрудничавшая с ним, отозвалась на эту печальную новость с оскорбительно короткой и ошибочной информацией. В ней говорилось, что "полковник русской службы М.Ф.Ахундов умер в Тифлисе в возрасте 90 лет от малярии". Ни слова не было о том, что он первый драматург Востока, реформатор арабского алфавита, философ и просветитель...

Некролог это не премия. Но и его, независимо от количества скорбных строк, надо заслужить как высшую премию всей своей жизнью и великими делами...

* * *

Иса Султан Наджафгулу оглу Шахтахтинский родился 5 мая 1851 года в Иреване, тогда еще не армянизированном азербайджанском городе. Судя по документам его отец - Наджафгулу ага был одним из "коренных беков Иреванской губернии" и являлся владельцем деревни Шахтахты этой губернии.

Деревня Шахтахты, расположенная на Шарурской равнине нынешнего Садаракского района Нахчывана, вошла в азербайджанскую историю, оставила в ней неизгладимый след в первую очередь в фамилиях знаменитых военнослужащих, государственных деятелей, творческой интеллигенции и ученых.

В первых рядах, гордо носивших и прославивших название своей "малой Родины" лиц, стоял и Иса Султан Шахтахтинский.

В 1865 году отец привез 14-летнего Ису Султана в Тифлис и определил в пансион известного грузинского просветителя Давида Кипиани для продолжения обучения.

Нашим читателям имя Михаила Кипиани хорошо известно из прекрасного романа "Буйная Кура" покойного народного писателя Исмаила Шихлы.

До приезда в Тифлис Иса Султан уже получил основательное домашнее образование восточного образца, а также посещал занятия в Нахчыванской городской двухлетней школе с обучением на русском языке.

Однако и в пансионе Д.Кипиани, где одноклассники - русские, грузинские, еврейские и армянские мальчики называли его Исайем, Иса Султан задержался не надолго. Получив определенную подготовку, он в 1867 году в числе первых поступил в только что открывшуюся Тифлисскую гимназию.

В этой гимназии все предметы, в особенности иностранные языки, а также русский язык и литература преподавались углубленно и на довольно высоком уровне. Были созданы все условия для умственного и физического развития гимназистов, выявления их способностей и талантов.

В то время, когда молодые азербайджанцы составляли единицы в учебных заведениях Кавказа и России, Иса Султан, благодаря своему природному таланту и трудолюбию, в скором времени стал не только единственным, но и "первым учеником" тифлисской гимназии.

В отчете этого учебного заведения за 1870 год привлекают внимание нижеследующие строчки: "... среди товарищей заметно выделяются и владеют пером (здесь имеется в виду склонность к художественному или научному творчеству - В.Г.) учащийся 6-го класса Акчурин (русский) и учащийся 7-го класса Шахтахтинский (татарин)".

Примечательно, что еще гимназистом Иса Султан был причислен к "пишущей братии". И в дальнейшем это стало призванием его жизни.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика