 |
Суббота, 26.12.2009
|
|
(часть 2)
(Окончание. Начало см."Зеркало" от 19 декабря 2009 г.)
Еще одна королева (точнее, императрица), оставившая след в истории верховой еды, - это Екатерина II, владычица России. Однако она предпочитала "дикую" для женщины посадку - по-мужски, или "по-татарски", как это тогда называлось. Памятуя о пристрастиях императрицы и желая потрафить ее вкусам, Григорий Потемкин, будучи генерал-губернатором Новороссийской губернии, устроил ей необыкновенную встречу в Балаклаве: навстречу императорскому кортежу выехали сто амазонок-гречанок, одетых в зеленые и малиновые, обшитые золотым галуном, бархатные юбки и белые тюрбаны с золотыми блестками и страусовыми перьями. Екатерина II была в восторге от зрелища и оценила (так, как она умела) способности фаворита угодить. Амазонки тоже не были забыты: Екатерина пожаловала "предводительнице" амазонок перстень с огромным бриллиантом.
Среди других царственных всадниц мы знаем Марию Стюарт, Изабеллу Бурбонскую, шведскую королеву Кристину, английскую королеву Викторию, русских императриц Марию Федоровну и Александру Федоровну.
В России амазонки тоже быстро вошли в моду и оставили значительный след в искусстве. Ведь невозможно не восхищаться романтическими нарядами прекрасных всадниц: их шикарными платьями, шляпами и вуалями, их грацией и изяществом. Мужчины справедливо считали (и считают), что нет ничего более сексуального и привлекательного, чем всадница, сидящая в дамском седле. Естественно, что их красота не могла оставить равнодушными художников: многие конные портреты и жанровые полотна того времени изображают благородных всадниц. Одни из лучших картин, изображающих дам-наездниц, принадлежат кисти великого русского живописца Карла Брюллова. В 1827 году он пишет портрет четы Нарышкиных на конной прогулке в окрестностях Рима. На переднем плане - дама на гнедой лошади. Женщина одета в элегантную темную амазонку, на голове - шляпка с вуалью. В 1849 году появляется прекрасная амазонка в элегантном романтическом наряде на акварели "Всадники". Но жемчужиной среди живописных произведений, запечатлевших дам в седле, является его "Всадница", написанная в 1832 году.
ArrayНа полотне красуется юная Джованина Пачини, воспитанница графини Самойловой. Девушка только что вернулась с утренней конной прогулки, она останавливает у крыльца разгоряченного вороного коня. На крыльце - малышка Амалиция Пачини. Она с восторгом смотрит на всадницу. Удивительная работа, вызывающая восхищение уже почти два столетия подряд! Поражают красота Джованины, изящество прелестного наряда, мощь вороного скакуна, контраст жемчужно-белого и иссиня-черного, сочетание экспрессии и покоя...
Трудно удержаться, чтобы не привести выдержки из знаменитого романа Л. Толстого "Анна Каренина": "Когда экипаж остановился, верховые поехали шагом. Впереди ехала Анна рядом с Весловским. Анна ехала спокойным шагом на невысоком плотном английском кобе со стриженою гривой и коротким хвостом. Красивая голова ее с выбившимися черными волосами из-под высокой шляпы, ее полные плечи, тонкая талия в черной амазонке и вся спокойная грациозная посадка поразили Долли. В первую минуту ей показалось неприлично, что Анна ездит верхом. С представлением о верховой езде для дамы в понятии Дарьи Александровны соединялось представление молодого легкого кокетства, которое, по ее мнению, не шло к положению Анны; но когда она рассмотрела ее вблизи, она тотчас же примирилась с ее верховою ездой. Несмотря на элегантность, все было так просто, спокойно и достойно и в позе, и в одежде, и в движениях Анны, что ничего не могло быть естественней".
Почему же так притягателен для художников образ лихой наездницы? Видимо, дело в том, что в этом образе очень удачно соединились такие противоположные качества, как женственность и сила, агрессивность и кокетство, свободолюбие и стремление к подражательству (имеется в виду мужской костюм). Само появление женской одежды для верховой езды было вызовом обществу, ярким прорывом в отношении между женщиной и мужчиной.
Однако не все в России приняли костюм-амазонку так восторженно, как художники и поэты. У староверов наряд для женской верховой езды вызывал исключительно гневную реакцию, шлейф амазонки они называли "хвостом дьявола" (и в этом недалеко ушли от средневековых церковных моралистов), а женщин, осмелившихся надеть такой наряд, подвергали анафеме. В крестьянской среде всадниц тоже критиковали, мол, не пойми, что - и не девка, и не парень!
В Европе амазонка полностью сформировалась как костюм к концу XIX века, и в наше время классическим является лишь амазонка, сшитая по моде и лекалам тех лет. Амазонка той эпохи обычно состояла из приталенного жакета, длинной юбки, приталенной блузки и мужской шляпы по моде того времени (например, со времен королевы Виктории в Англии и Елизаветы в Австрии частью костюма стал цилиндр с вуалью). Тем не менее, многие наездницы предпочитали обычные модные шляпки: мушкетерскую, треуголку, цилиндр, котелок, канотье и т.д. Помимо основных составляющих, костюм всадницы дополняли обязательно высокие сапоги, перчатки и в некоторых случаях галстук или шейный платок.
Жакет (камзол) около 1870 года мог быть закрытым или с "ложным" жилетом, но очень часто использовался и настоящий жилет. Рукав делался втачным, с прямым, без сборок, окатом; с 1875 года по окату появляются сборки. Очень короткий жакет декорировался шнуром и позументом, имел воротник, большие лацканы, длинные рукава с большими отложными манжетами (в эпохи господства рукавов-пагод рукава делали обычно более прямые и не очень широкие внизу) и совсем не имел декольте, несмотря на моду. Отсутствие декольте и длинные рукава - дань заботы о нежной коже в подчас суровых условиях езды. В общем силуэте угадывалась стилизация военных мужских мундиров, но в женском варианте - очень приталенных: "осиная" талия подче ркивалась всеми способами. Например, на лифе насчитывалось 11 вытачек, считая средний шов по спинке. В моей коллекции есть старинная книга выкроек, изданная на рубеже XIX и XX веков (точнее сказать затрудняюсь - обложка не сохранилась), где приведен крой лифа (и юбки соответственно). Крой поражает своей четкостью и выверенностью; для тех, кто желает заиметь "настоящую" амазонку для исторических стилизаций, по нему очень легко сшить и лиф, и юбку.
Существовало два варианта лифа..
|
|
|
|
|