Мировые рынки вздохнули с облегчением - здравый смысл взял верх, и ведущие американские партии, республиканцы и демократы, договорились о повышении лимита госдолга. Впрочем, несмотря на счастливый конец эпопеи, остался весьма негативный осадок от того, что политические закулисные интриги столь негативно влияли на мировую экономику.
Однако кризис с повышением государственного долга в США стал и хорошим уроком демократии не только развивающихся стран, но и ряда развитых европейских стран. Речь идет о том, что, какими бы широкими полномочиями ни обладал президент, существует реальная оппозиция к партии власти, которая не позволила проведения популистической социальной политики за счет чрезмерного раздутия государственного долга. В частности, это хороший урок для Греции, Италии, Испании, Португалии и т.д.
Но вернемся к событиям прошедшего воскресенья, когда лидеры республиканцев и демократов принципиально договорились о повышении лимита госдолга и двухступенчатом снижении госрасходов на общую сумму примерно в 2,5 трлн. долларов за 10 лет.
За компромиссный документ должны теперь проголосовать обе палаты Конгресса. Предполагается, что это случится до начала вторника, когда американский Минфин окончательно достигнет действующего потолка госдолга. Через Сенат законопроект должен пройти без особых проблем, считают наблюдатели. А вот либеральные демократы и консервативные республиканцы в Палате представителей могут документ не поддержать, и он может не набрать необходимых 216 голосов.
Как пишет Financial Times, лидер республиканцев в нижней палате Джон Бейнер может гарантировать 120 голосов, что составляет лишь половину от общего числа республиканских мандатов (240). Лидер демократов Нэнси Пелоси в воскресенье высказалась весьма неопределенно: "Я намерена рассмотреть законопроект с моими однопартийцами, чтобы определить, какой уровень поддержки мы сможем обеспечить".
У демократов 193 мандата в Палате представителей, из них 70 относятся к либеральному крылу. Бейнер, аргументируя необходимость принятия компромиссного документа Конгрессом, говорил в воскресенье о значительных уступках, которых удалось добиться республиканцам от Белого дома.
Так, демократы фактически вынуждены были отказаться от своих предложений по повышению налогов, пойти на урезание социальных программ, а также приняли концепцию, согласно которой любое повышение лимита госдолга должно сопровождаться таким же снижением расходов в долгосрочном плане.
"Вспомните, как это начиналось: Белый дом требовал "чистого" повышения лимита госдолга без каких-либо сокращений и реформ. Мы уперлись и заставили их уступить", - сказал однопартийцам Бейнер.
Однако многие демократы недовольны столь значительным числом уступок, обвиняя Обаму в слишком большом числе сокращений социальных программ.
Консервативное крыло республиканцев набрало значительную силу и неоднократно вступало в последнее время в открытую конфронтацию с партийными лидерами. Консервативные республиканцы против любых сокращений военных расходов, а также добиваются принятия поправки к Конституции, требующей достижения сбалансированного бюджета.
На первой фазе реализации согласованного Белым домом и лидерами Конгресса законопроекта расходы будут сокращены на 1 трлн. долларов. Обе партии уже достигли компромисса в отношении статей, которые подпадут под сокращения на этом, первом этапе, и особых проблем здесь возникнуть не должно.
На втором этапе реализации согласованной в воскресенье схемы создается двухпартийный комитет, который к 23 ноября должен подготовить предложения по снижению дефицита, что даст возможность США повысить лимит госдолга еще раз и больше не возвращаться к этому вопросу до конца 2012 года.
На случай, если договоренности не будет достигнуты, законопроект предусматривает автоматическое секвестирование бюджетных расходов. При этом потери понесет как оборонный бюджет (который отстаивают республиканцы), так и программы медицинского страхования (защищаемые демократами).
Таким образом, это должно гарантировать достижение компромисса и предотвратить новое затягивание вопроса.
ArrayОднако в ходе обсуждения дальнейших сокращений с неизбежностью возникнет большое число спорных вопросов. В частности, республиканцы будут настаивать на радикальных сокращениях программ медицинского страхования, а демократы поднимут вопрос о корректировке налогового кодекса.
Долгосрочное решение проблемы дефицита США должно быть сбалансированным, отметил президент в своем выступлении в воскресенье. "Несмотря на возражения республиканцев, я считаю, что надо будет попросить богатых американцев и крупнейшие корпорации внести свою долю, отказавшись от налоговых льгот и специальных вычетов, - сказал Обама. - Но и несмотря на возражения членов моей собственной партии, я считаю, что должны быть сделаны ограниченные корректировки программ типа Medicare".
Пока, как пишет The Wall Street Journal, остается много неясного также в отношении механизма секвестра и того, как может быть принято в этом случае решение о повышении лимита госдолга. Это также может стать камнем преткновения.
Президент Барак Обама, обращаясь к журналистам в воскресенье, заверил, что достигнутый республиканцами и демократами компромисс снимает угрозу дефолта, наступления нового кризиса, а также в целом - неопределенность вокруг экономических перспектив США.
Отсутствие решения по долговым проблемам США (как в отношении повышения лимита госдолга, так и с точки зрения долгосрочных перспектив снижения дефицита бюджета) угрожает также американскому кредитному рейтингу.
По мнению Standard & Poor's, достаточным сокращением дефицита является 4 трлн. долларов на 10 лет. И это больше, чем сейчас обсуждается. Как считается, пишет FT, агентство вряд ли будет торопиться с какими-либо заявлениями, если будет достигнута сделка с меньшими показателями. Однако угроза принятия агентствами решений о снижении рейтинга сохраняется. Сейчас рейтинг на уровне три "А" имеют, помимо США, также Австралия, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Швейцария и другие страны. В то же время на ступеньку ниже находятся, например, Япония, Китай, Испания. Снижение рейтинга может привести к ослаблению доллара, росту процентных ставок и, возможно, распродажам части портфелей облигаций. Это может повредить и без того слабому росту американской экономики.
Пока опросы, однако, показывают, что немногие крупные фонды намерены сбрасывать гособлигации США в случае снижения рейтинга, так как особых альтернатив у US Treasuries попросту нет. С другой стороны, фонды могут произвести изменения в своих портфелях, чтобы сохранить средний уровень их кредитного рейтинга, а это может затронуть более рискованные активы, пишет FT. Но даже небольшие потрясения на финансовом рынке могут привести к возобновлению рецессии в США, предупреждают эксперты. Темпы роста ВВП США во втором квартале 2011 года составили 1,3%, в первом - всего 0,4%. Потребительские расходы в США, на долю которых приходится порядка 70% американской экономики, выросли в апреле-июне 2011 года на минимальные 0,1%, что стало худшим результатом со времени окончания рецессии, после подъема на 2,1% в предыдущем квартале. Таким образом, настроения потребителей, от которых столь сильно зависит американская экономика, остаются очень шаткими. Замедление роста числа рабочих мест и доходов населения повышает риск того, что потребительский сектор так и не восстановится до конца года. "Потребители просто отказываются увеличивать расходы, что создает предпосылки для стагнации экономики. Мы сейчас переживаем опасное время для экономики", - сказал агентству Bloomberg главный аналитик рынка бумаг с фиксированной доходностью из Janney Montgomery Ги Леба (finmarket.ru).
Разумеется, решение вопроса повышения государственного долга положительно воздействовало на курс американского доллара.
Курс доллара к большинству мировых валют, включая швейцарский франк и японскую иену, вырос в ходе торгов в понедельник, 1 августа, после достижения рамочного соглашения о повышении лимита госдолга США, сообщает "Интерфакс-Украина" со ссылкой на Bloomberg. "Соглашение по лимиту госдолга определенно забрало на себя все внимание рынка, поэтому появление более четкой перспективы весьма позитивно", - считает старший аналитик Mizuho Trust & Banking Co. в Токио Масахидэ Танака.
Вместе с тем в паре с евро доллар стабилизировался примерно у закрытия прошлой недели, так как все еще существуют опасения, что одобрение сделки в Палате представителей затянется из-за недовольства демократов.
Курс евро к утру в понедельник составил 1,4391 доллара против 1,4398 доллара по итогам торгов в Нью-Йорке 29 июля. В паре со швейцарским франком доллар торгуется у 79,24 сантима против 78,55 сантима в пятницу, когда был зафиксирован рекордный минимум американской нацвалюты - 78,51 сантима. Евро также дорожает по отношению к франку, поднявшись на 0,8%, до 1,1406. Стоимость доллара относительно японской валюты повысилась к этому времени с 76,76 до 77,48 иены, евро - со 110,96 до 111,62 иены.
С начала года доллар подешевел на 7,9%, что является худшим результатом для 10 валют развитых стран, по данным индексов Bloomberg Correlation-Weighted.
Вместе с тем эксперты прочат слабость евро на торгах из-за предстоящего размещения гособлигаций Испании на этой неделе. Неблагоприятное влияние на динамику стоимости евро могут оказать слабые данные о производственной активности в США: предполагается, что индекс ISM Manufacturing упал в июле до 54,5 пункта с 55,3 пункта в июне (NEWSru.ua).
Что касается нашей национальной валюты, то официальный курс маната по отношению к доллару США, установленный Центральным банком Азербайджана (ЦБА), удешевился на 0,0003 пункта (0,03 процента). Hа прошедшей неделе средний курс был установлен на уровне 0,78648 маната за один доллар США.
По итогам недели биржевой курс маната по отношению к доллару США, установленный в результате торгов на Бакинской межбанковской валютной бирже, сохранился неизменным на уровне 0,7866 маната за один доллар США.
В течение недели в BEST заключались сделки с валютированием в тот же день (T+0): 25 июля - 0,717 млн. долларов с курсом 0,7866 AZN/USD, 26 июля - 2,69 млн. долларов с курсом 0,7866 AZN/USD, 27 июля - 6,546 млн. долларов с курсом 0,7866 AZN/USD, 28 июля - 3 млн. долларов с курсом 0,7866 AZN/USD, 29 июля - 5,347 млн. долларов с курсом 0,7866 AZN/USD. По инструментам USD/AZN T+1 и T+2 из-за отсутствия спроса дилерами сделки не заключались. Заявки по инструментам RUB/AZN и EUR/AZN в BEST банками не выставлялись ("Тренд")
|