Во вторник министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу прибыл с визитом в Дамаск. Как и ожидалось, посланник Анкары прибыл с деликатной миссией, чтобы передать лидеру Сирии Башару Асаду послание президента и премьер-министра Турции - Абдуллы Гюля и Реджепа Тайипа Эрдогана. Но уже заранее было ясно, что в послание были заключены императивы Запада, который заранее одобрил инициативу Анкары вмешаться во внутрисирийский процесс с предупредительной мотивацией.
Этим и была вызвана наступательная позиция Дамаска, который устами своего официального представителя дал знать, что ответит на выпады официальной Анкары адекватным образом.
Тут следует вспомнить, что еще на заре процесса Дамаск сначала экивоками, а потом и в открытой форме дал знать, что Анкара занимает не совсем нейтральную позицию во внутрисирийских делах. Из этого следовало, что Турция подогревала антиасадовские настроения. Последующее развитие событий это только подтвердило. Власть Турции, расположив вдоль границ палаточные городки, тем самым подыграла антиправительственным действиям несогласных внутри соседней страны. И когда в палаточных поселениях собралось свыше 20 тысяч беженцев, местные власти начали чинить препоны возвращению беженцев обратно в Сирию. Среди бежавших было немало тех, кто перешел границу из страха, а не по политическим соображениям. Препятствия, чинимые на пути тех, кто стал возвращаться, и послужили поводом для обострения дипломатических отношений между Дамаском и Анкарой. И уже после этого тон высказываний турецкого премьера Эрдогана стал меняться в сторону предупредительного. Турецкий премьер стал настоятельно призывать Дамаск остановить убийства и репрессии и пойти на уступки оппозиции.
Между тем официальный Дамаск утверждает, что жесткие военные меры необходимы, чтобы подавить бунт радикалов, открывающих огонь в военнослужащих и представителей специальных подразделений.
Вот уже пять месяцев в Сирии не утихают массовые акции протеста. По разным данным, в ходе карательных операций армии и полиции в стране погибли от 800 до 2000 человек. Нынешнее восстание - самый серьезный катаклизм за всю историю 11-летнего правления Башара Асада.
Можно только предполагать, что Турция, возможно, окажет давление на Асада, пригрозив ему обращением в СБ ООН с целью принятия карательных санкций против Сирии. Однако рассчитывать на покладистость официального Дамаска в этом вопросе пока не приходится, тем более что сразу после критических выступлений Эрдогана там неизменно озвучиваются ответные угрозы.
Ужесточение позиции Анкары в отношении Дамаска совпадает и с настроениями в самой Турции, население которой с негодованием наблюдает за беспощадным избиением "братьев-суннитов" сирийскими правительственными войсками. Некоторые аналитики не исключают вероятность даже военной интервенции со стороны Турции и создания "буферной зоны" на приграничной территории Сирии.
Правда, до сих пор Анкара отнюдь не изъявляла готовности прервать дипломатические отношения или применить экономические или политические санкции, что, конечно же, очень затруднило бы положение сирийского режима. Однако нельзя не отметить, что международная изоляция режима Б. Асада и без этого все усиливается.
Напомним, что Саудовская Аравия, Бахрейн и Кувейт уже отозвали своих послов из Дамаска. Действия сирийской верхушки осудили также многочисленные участники акции протеста, которая прошла в Бейруте. Дипломатические шаги с целью прекращения кровопролития предпринимает также Вашингтон.
Турецкие СМИ, по итогам телефонных переговоров министра Давутоглу с госсекретарем США Хиллари Клинтон, сообщают, что "США призвали Турцию оказать давление на Сирию. Хиллари Клинтон потребовала от Сирии немедленно прекратить военные действия и освободить всех арестованных.
Вдобавок к международному давлению, по некоторым признакам, обострились отношения в самом сирийском руководстве. По непроверенным данным, во вторник был убит министр обороны Сирии Али Хабиб, накануне отправленный Башаром Асадом в отставку.
На фоне этих тревожных событий А.Давудоглу, наконец, передал послание сирийскому лидеру. Примечательно, что в официальных сообщениях его окрестили как "послание Анкары и Вашингтона". Если это соответствует действительному положению вещей, то получается, что Турция и США действуют сообща на основе выработанной стратегии наращивания прессинга. А это не может успокоить Дамаск, так как переход влиятельного южного соседа из стана нейтральных игроков в группу активных недоброжелателей не сулит сирийскому руководству ничего утешительного.
В подобной ситуации Дамаск пока еще держится в одиночку. Запад и арабские недоброжелатели режима все время указывают на неафишированную поддержку Тегерана, который был не в меру активен в осуждении кровавых событий, имевших место в Бахрейне. Но, по всей видимости, Иран в скором времени заговорит в полный голос и на сирийскую тему. И от того, что он скажет, будет зависеть немало...
|