Глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу, представляя вчера ежемесячный аналитический материал отечественным журналистам, особое внимание уделил ближневосточным событиям, подчеркнув, что за ними обязательно последуют глобальные геополитические изменения.
Разграничив качественные параметры событий в Египте, Тунисе, Ливии и Сирии, он предсказал возрастание роли и влияния Турции как страны, которая превратится в новый центр притяжения сил. "На ситуацию в Египте, Тунисе и Ливии, так или иначе, влияли только США и Запад. Что касается процессов в Сирии, то здесь наравне с активностью Ирана дает о себе знать и весомое присутствие Анкары", - заметил глава исследовательского центра. Запад также намерен застолбить за собой участие в процессах, но, по словам М.Ахмедоглу, не следует ожидать слияния усилий Анкары и западных сил.
Для смены политических реалий в Сирии будут предприняты различные меры, утверждает политолог, прогнозируя дальнейшую напряженность вокруг Ирана. "Официальные заявления главы Госдепартамента США Хиллари Клинтон и президента Барака Обамы могли благоприятствовать позитивному отношению Запада к президенту Сирии Башару Асаду. Его можно оставить у власти, если нейтрализовать влияние Тегерана. Это также должно восприниматься как послание для других арабских лидеров на предмет переосмысления их отношений с Ираном", - говорит М.Ахмедоглу. "Будучи активным мусульманским государством западного блока, Турция приняла на себя удар со стороны Ирана и Сирии после того, как Запад однозначно высказался относительно дальнейшей судьбы режима Башара Асада. Вместе с тем новые военные операции ПКК против Турции следует воспринимать как реакцию на внешнеполитические действия Анкары. Но и Турция воспользуется курдским фактором и попытается актуализировать вопрос создания на иранской и сирийской территориях курдских государственных образований. Кроме того, азербайджанцы Ирана абсолютно предметно воспринимают политические мессаджи, исходящие из Баку и Анкары. Если их политическая поддержка станет очевидной, то это серьезно усугубит ситуацию в иранском государстве", - добавил он.
По мнению М.Ахмедоглу, нынешняя политика мирового сообщества по безболезненному преодолению иранской ядерной программы является неэффективной, поскольку Иран есть теократическое государство, и в этом существует своя специфика. "Тегеран продолжит развертывать военную ядерную программу. В данном случае давление Запада - не столь практичная стратегия, а слова главы внешнеполитического ведомства Ирана и даже президента этой страны относительно отсутствия каких-либо планов по созданию ядерной бомбы не имеют ничего общего с действительным порядком вещей. Как известно, реальным властителем Ирана является духовный лидер Али Хаменеи. Именно он дает согласие на урегулирование того или иного вопроса в политике Тегерана", - сказал политолог. В данном случае М.Ахмедоглу предложил обратить свой взор на так называемую "духовную дипломатию" и задействовать в переговорах с Хаменеи, к примеру, Папу Бенедикта XVI или главу Российской православной церкви патриарха Кирилла.
Подытоживая свои видения относительно геополитических процессов, происходящих в Ближневосточном регионе, М.Ахмедоглу сказал, что реалии и неожиданные повороты обязывают страны региона считаться со всеми перипетиями с тем, чтобы не дать возможности для разрастания пространства нестабильности. В этом смысле он указал на конструктивность позиции Баку, который демонстрирует практику сбалансированных подходов, находясь в турбулентном регионе.
|