Сейчас вы читаете газету за 13.09.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Вторник | 13.09.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Политика  
 
 
На границе свобод и насилия
Сгущаются ли тучи над Ираном?
Вторник, 13.09.2011

Т.Аббасов размер шрифта  

Воодушевленные победой "демократии" в Ливии сирийские оппозиционеры, разделившись на передовые группы, бросились в турне по главным столицам, чтобы заручиться политической поддержкой. Посетив европейские, азиатские государства, они постарались внушить всем, насколько это важно - своевременно поддерживать несогласных в тех государствах, где засиделись диктаторы. Примечательно, что свой гнев и недовольство сирийские оппозиционеры обратили в адрес Пекина, Москвы, Тегерана и других полюсов, что замедляют ход мейнстрима, вырвавшегося из чрева западного сообщества. По случаю ливийских событий безмандатные оппозиционеры даже заметили, что "ошибки Москвы и Пекина в случае с режимом Муамара Каддафи привели к потерям, которых можно было избежать". То есть, если бы Россия и Китай безропотно дали зеленый свет плану военного вторжения Запада в ливийские дела, то там уже давно установилось бы спокойствие, и диктатура безвозвратно ушла бы в небытие. Сетуя на сей обескураживающий момент, сирийцы просят сообщество не повторять "ошибок", совершенных в Совете Безопасности ООН и сразу же дать добро на использование силы против Дамаска.

С позиции недовольных правительством Башара Асада подобная точка зрения видится вполне понятной и объяснимой. Однако у проблемы есть и другие стороны. Они хоть и видятся не столь очевидными, но достаточно неплохо прочитываются с точки зрения интересов, которыми руководствуются главные акторы нынешних процессов на большом и неспокойном пространстве. В последние дни Америка и вместе с ней мир оплакивали жертв событий 11 сентября. Отдавая дань памяти тем, кто положил жизнь на алтарь борьбы за спокойное будущее, родственники жертв, беспристрастные наблюдатели, специалисты по борьбе с террором и экстремизмом, наконец, очевидцы страшных катаклизмов задаются одним и тем же вопросом: что дали миру десять лет бескомпромиссного противостояния с теми, кого зачислили в виновников всех мировых бед? Ведущие мировые телеканалы, документалисты, сфокусировав внимание на жанре расследования, в эти дни презентовали несколько этапных работ с тем, чтобы пролить свет на истинные причины нью-йоркских, вашингтонских и пенсильванских крушений, а также представить крупным планом тех, кто срежиссировал начало борьбы "свободного мира с мракобесами от ислама". Как представляется, вопросов в этой связи намного больше, чем ответов. Хотя те же самые западные аналитики от независимых центров и частных объединений все больше склоняются к мнению, что случившаяся трагедия - дело рук тех сил и государств, которым была нужна большая бойня.

Примечательно, что в эти же дни вдруг в мировой прессе чаще стало фигурировать название еще одной страны, с которой Запад вознамерился свести старые счеты. Это Иран, все тот же ненавистный для США, Великобритании и Франции субъект, который будоражит умы третьего мира, аккуратно и терпеливо круша козни идеологических противников. Перед десятилетием трагических событий президент Франции Николя Саркози открыто призвал мир и союзников применить силовую акцию в отношении ядерных объектов Исламской Республики, мотивировав свой подход тем, что Тегеран, дескать, отказывается сотрудничать с сообществом, стремительно приближаясь к атомной бомбе. Следом за ним бывший премьер-министр Великобритании, ныне специальный посланник ближневосточного квартета Тони Блэр, вторя французскому президенту, также сказал, что в иранском вопросе наступает так называемый дед-лайн, который актуализирует применение радикальных мер для окончательного решения иранской проблемы.

ArrayПричем к военной развязке проблемы ратует человек со статусом "миротворца", который за время пребывания на Даунинг, 10 не раз отличился в роли главного ассистента Вашингтона, применившего планы жестокого наказания возмутителей спокойствия в лице Муллы Омара в Афганистане и Саддама Хусейна в Ираке.

Сегодня в мире никого не удивляет то, как радетели демократии убрали грань между двумя проблемами - демократизацией и соблюдением режима ядерного нераспространения. Как говорится, скрестив ужа и ежа, заокеанские и европейские политтехнологи при участии израильских коллег все же добились получения двуединого продукта, точнее, причудливого симбиоза. И не важно, что об этом думают мыслящие головы в огромном мировом пространстве. Главное в том, что и то, и другое превратилось в приоритет для полюсов, которые озабочены судьбой мирового порядка. А раз для них это важно, значит это актуально и для мирового сообщества, от имени которого принимаются карательные документы в СБ ООН, применяются драконовские санкции в отношении неугодных сил и правительств.

Наконец, в последний момент свой пай в антииранскую копилку внес и израильский премьер Биньямин Нетаньяху, которому и так некомфортно сидится в кресле ввиду обострившихся отношений с Анкарой, Египтом и остальным окружением. Он не преминул обозначить, что удар по ИРИ есть единственно приемлемый выход из создавшегося положения. Начало военного вторжения или же карательных бомбардировок иранских объектов пришлось бы весьма кстати, поскольку автоматически сняло бы с повестки болезненные вопросы экстренного характера, нерешенность которых трясет израильский истеблишмент. Не зря же говорят: война без всяких "но" списывает вопросы неугодного характера, а иной раз и вовсе нейтрализует их остроту. В том, что все недруги Ирана пристально следят за неожиданным поворотом и жаждут радикализации обстановки вокруг Тегерана, сомневаться не приходится. И тут задачей номер один становится приложение сил для того, чтобы жар из иранского огня вынести чужими руками. Соседи непокорного Ирана напрямую столкнуться с ним не желают в силу чреватости коллизий. Израиль тоже из тех государств, который желает уничтожения стратегического потенциала ИРИ, но с участием широкой коалиции, да еще и с помощью авианалетов, как в случае с Ливией. И теперь вся надежда на тех, кто ведет демократический локомотив по пескам Сахары. Однако, если по случаю с ИРИ будет принято решение, то придется использовать литерный бронепоезд, ибо Тегеран, будучи крепким орешком, вовсе не намерен отступать ни на ниве политического, ни на ниве военного противодействия.

Накануне в Бушере, наконец, состоялась официальная церемония открытия атомной АЭС, к строительству и деятельности которой на Западе приковано пристальнейшее внимание. Причина ясна. Начало деятельности объекта принесет Тегерану несколько принципиально важных преференций в ядерных разработках, создав физические предпосылки для форсированного преодоления сложных технологических циклов. Западные и израильские спецслужбы не переставали все последнее время делать прогнозные оценки относительно возможностей, когда у ИРИ появится полный ядерный цикл, а вместе с ним и стопроцентные гарантии самозащиты. И теперь, похоже, в одной точке пересеклись вертикали и горизонтали многоуровневой проблемы, когда нужно решиться на возможно последний и решающий шаг. Для антииранской коалиции это военный удар в святая святых, а для Тегерана - это выигрыш времени, чтобы поставить врагов перед фактом собственной защищенности.

Западная пресса в преддверии десятой годовщины событий 11 сентября вдруг начала сливать пользователям весьма странные подробности причастности иранских спецслужб к событиям десятилетней давности. Из эксклюзивных публикаций получается, что, дескать, за терактами стояло иранское правительство, и что именно Тегеран представил террористам техническую и материальную помощь. В качестве доказательств приводятся свидетельства бывших иранских службистов, которые перешли на сторону американцев, согласившись на сотрудничество.

Как всегда, доказательства такого рода не выдерживают критики. А самое главное, замалчивается факт причастности к процессам арабских государств Персидского залива, гражданами которых являлись члены Аль-Каиды, захватившие самолеты.

Итак, на очереди по части демократизации, как видно, южный сосед Азербайджана по милости западной коалиции выдвинулся в авангард, что чревато серьезными последствиями не только для самого Ирана, но и всего региона, где плотно переплелись интересы ведущих мировых игроков. И, судя по "обеспокоенности" важных персон, что некогда инициировали план последовательного крушения стабильности в арабских и мусульманских государствах, очень даже может быть, что положение с иранской проблемой совсем скоро приблизится к красной черте, откуда уже не будет возврата к компромиссной точке. Сдержанно ведет себя в этой ситуации Тегеран, хотя и его действия тоже можно квалифицировать как вызывающие. Ставка на укрепление оборонного потенциала, массированное и нередко неразборчивое наступление на дипломатических фронтах, проведение масштабных военных маневров в воздухе, морях и на земле, наконец, острые выпады против глав западных государств превращаются в разрушительную мотивацию.

При всех вариантах развития ситуации Ирану не удастся сколотить равноценную западному коалицию. В лучшем случае Тегеран добьется политической поддержки, которой все равно не будет достаточно для гарантированной обороны с уже объединившимся Западом. К тому же, Тегерану придется пересмотреть отношения с непосредственными соседями и уж тем более не усугублять остроту не существующих с ними проблем, как это неоднократно имело место с Азербайджаном. Сохранение режима спокойствия и размеренности в регионе - это долг и первейшая обязанность региональных лидеров. И если некоторые процессы обретают тревожный характер, то и за это ответственность падает на крупных игроков.

Ирану как стране, у которой уже десятилетиями накопились серьезные трения с мировыми лидерами, а также со всем сообществом, следовало бы несколько умерить тональность собственной риторики в интересах все того же мира и стабильности. Наконец, ему не следует вмешиваться во внутренние дела соседей и навязывать им свои видения в тех вопросах, когда каждый субъект волен делать свой выбор.

Во всем, что касается судьбы будущего демократии, зарождения и перспектив национальных институтов свободного развития, вот в этом как раз соседям следовало бы тесно развивать диалог, налаживать нестандартные формы сотрудничества. Ведь это то самое направление, где грубое, порой недопустимо беспардонное вмешательство сторонних сил превратило ситуацию в бесконечный кошмар, как в случае с Ираком, Афганистаном и теперь уже с Ливией, где уже вспыхнули межплеменные распри. Пока зловещий демократический бронепоезд находится на дальних подступах, имеет смысл не подумать, но поработать над созданием умеренного регионального порядка, чтобы защититься от "импортной модификации демократии и свободы". Ради этого стоит потратить усилия.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Другие новости раздела
 
Турция и Израиль на пороге войны
А может, все же повременить?

"Перезагрузка" умирает
Тем лучше для урегулирования конфликта



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика