С начала недели в центре Каира были введены повышенные меры безопасности и объявлен комендантский час. В столице Египта дислоцированы дополнительные военные подразделения, усилены патрулирование и охрана государственных зданий, включая национального телевидения и парламента.
Воскресные кровавые события в Каире имели место на базе столкновений между коптами-христианами и полицией из-за разрушения церкви на юге страны. Коптское меньшинство на этой почве вышло на демонстрации. В них, как сообщалось, погибли более 20 человек и более 200 ранены. По официальной информации, в числе погибших трое военнослужащих. Протестующие планировали пройти маршем к зданию телевидения, где они намеревались устроить сидячую демонстрацию.
Однако, по словам коптов, на участников акции напали неизвестные в гражданской одежде. После этого начались столкновения с сотрудниками сил безопасности.
Площадь Тахрир, где в феврале этого года прошли массовые акции протеста, давшие впоследствии толчок к свержению правительства Хосни Мубарака, в воскресенье вечером вновь стала ареной столкновений. В ходе столкновений и разгона демонстрации применялись "коктейли Молотова" и камни, с одной стороны, и дубинки, слезоточивый газ и "резиновые" пули - с другой.
Военные власти Египта объявили, что силы правопорядка задержали несколько десятков человек, подозреваемых в подстрекательстве и провокациях, ставших причиной беспорядков.
Официальное агентство MENA, впрочем, не уточняет религиозную или какую-либо иную принадлежность арестованных. По официальной информации, властям удалось навести порядок и стабилизировать ситуацию. Видеосъемки запечатлели момент, когда полицейский микроавтобус сбил несколько человек, врезавшись в толпу протестовавших. В отместку участники протеста подожгли несколько автомобилей, как гражданских, так и военных.
В мае копты уже проводили пикет в центре Каира. Тогда причиной акции стало нападение мусульман-радикалов на коптскую церковь, в ходе которого погибли двенадцать и были ранены около двухсот человек. Ранее в связи с предыдущими актами насилия подобного рода министр юстиции Абдель Азиз Гинди осудил нападение на святыни христиан и пригрозил, что правительство будет беспощадно наказывать за подобные преступления. Христиане, составляющие около 10 процентов от восьмидесятимиллионного населения страны, и ранее жаловались на то, что после падения режима Х. Мубарака Высший военный совет недостаточно решительно реагирует на случаи их дискриминации по религиозно-этническому признаку, акты насилия со стороны мусульман-радикалов и нападения на церкви.
Копты, как и многие египтяне, опасаются, что военные вознамерятся и дальше управлять страной, контролируя фактически гражданское правительство. Армия категорически отвергает такие обвинения.
Однако, несмотря на обострившиеся после смены власти противоречия и участившиеся стычки между мусульманами и христианами, многие активисты из обеих конфессиональных общин солидарны в том, что воскресные столкновения, скорее всего, являются результатом всеобщего недовольства диктатурой военных.
Премьер-министр Эссам Шараф в своем выступлении по государственному телевидению обратился ко всем гражданам страны с призывом воздержаться от распрей и розни. Он заявил, что Египет находится на судьбоносном переходном этапе от диктатуры к демократическому строю, и, вместо того чтобы заниматься учреждением и укреплением демократических институтов, властям приходится отвлекаться на проблемы безопасности и стабилизации.
Примечательно, что как раз накануне воскресного кровопролития на площади Тахрир военные власти Египта объявили об изменении избирательного законодательства, отменив пункт в законе, по которому треть мест в парламенте отводилась независимым кандидатам. Решение это было принято в связи с опасением, что в парламент могут попасть сторонники Хосни Мубарака, партии которого запрещено участие в выборах. Напомним, что военные власти страны ранее продлили режим чрезвычайного положения до июня 2012 года. В конце ноября, как ожидается, в Египте пройдут парламентские выборы.
Вероятно, опасение, что в результате выборов парламент окажется под контролем исламистов, побудило военных к такому решению. Предполагается, что в образовавшемся после смены режима политическом вакууме, влиятельная Партия свободы и справедливости ("Братья-мусульмане") может получить более половины депутатских мандатов. Такая перспектива, конечно же, не может радовать ни высший военный Совет, ни западные страны, помощь которых, включая и финансовую, жизненно необходима для поддержания правительства страны на плаву. Видимо, на случай такого поворота событий военная хунта и решила оставить за собой все рычаги контроля.
|