Ситуация в Сирии на некоторое время пришла в состояние неустойчивого равновесия. Президент Асад и рад бы о чем-то договориться со своими противниками, но не может сделать этого по нескольким причинам. Во-первых, по его приказу или согласию было убито столько людей, что количество перешло в новое качество. С убийцей мирных граждан никто за стол переговоров не сядет.
Во-вторых, не меньше собственных противников сирийский президент боится вмешательства своих арабских братьев из Саудовской Аравии и эмиратов Персидского залива, а также соседней Турции. И мало утешает то, что западные страны не склонны посылать против Сирии корабли и самолеты.
В-третьих, Асад видит, что произошло с Хосни Мубараком в Египте и с его другом Муамаром Каддафи в Ливии, и ему, когда все мосты сожжены, ничего не остается, как сражаться до последнего патрона. Поэтому московские призывы враждующим сторонам сесть и договориться выглядят чистейшим лицемерием. Вопрос власти в Сирии будет решен, как сказал президент де Голль, par la guerre - путем войны.
Исторически так получилось, что представители презираемой суннитским большинством секты алавитов выбирали военную карьеру. Они занимают в сирийской армии все более или менее значительные должности. Соответственно подавляющее большинство оппонентов Асада - сунниты. Межконфессиональные и другие противоречия делают переход офицеров-алавитов к оппозиционерам невозможным. Этот фактор является одним из важнейших в обострении внутрисирийского противостояния, быстро приближающегося к полномасштабной гражданской войне.
Куратором, спонсором и вдохновителем оппозиционного движения в Сирии является Саудовская Аравия. Дамаск в последнее время шел в фарватере иранской политики. Тегеран финансово поддерживал сирийский режим в обмен на лояльность. Были отмечены случаи непосредственного участия стражей исламской революции в боевых столкновениях с сирийскими оппозиционерами. Более того, из иранской столицы всячески поддерживают твердый тон сирийских властей в отношении протестующих.
ArrayЭто и понятно. В интересах Ирана удержать Башара Асада и его окружение у власти и тем самым обеспечить свое влияние не только в стратегически важной стране в восточной части Средиземного моря.
Соответственно, цели саудовцев прямо противоположные. Смена власти в Дамаске - это первый шаг к физической изоляции Ирана. На другом берегу Персидского залива с нескрываемой тревогой наблюдают за возрастающей агрессивностью иранского режима. Выбить Сирию из иранской колоды - давняя цель саудовцев. И, кажется, их цель близка как никогда. Отход Турции от поддержки сирийского режима - новый важный козырь в руках саудовцев и дополнительная изоляция Асада. Если Анкара больше не поддерживает Дамаск, то параллельно усиливаются позиции Саудовской Аравии в соседнем Ливане, который вполне может стать ближней базой боевиков сирийской оппозиции.
Утверждения сирийских властей, что за событиями в стране стоят внешние силы, не лишены оснований. И главными действующими лицами такого вмешательства выступают саудовский принц Бандар и ливанский премьер-министр Саад Харири. В убийстве его отца Рафика Харири обвиняют сирийские спецслужбы. Понятно, что его сын Саад никакой симпатии к Башару Асаду не питает и делает все то, чего не успел отец. Учитывая, что Сирия и Ливан связаны, в первую очередь, экономически, как два сообщающихся сосуда, ливанский след в текущих событиях не менее важен, чем прямой саудовский. Ведь родившийся в Эр-Рияде Саад точно так же вписан в саудовский истеблишмент, как и его отец.
В обозримой перспективе деньги будут главным мотором сирийских событий. Санкции ЕС и США значительно ограничат финансовые возможности Асада. Средства будут поступать из Ирана, но и Тегеран испытывает некоторые затруднения из-за санкций. Пока у него деньги есть, но будут ли они и дальше, остается вопросом. Во всяком случае, ХАМАС в секторе Газа и "Хезболлах" в Ливане всерьез подумывают о смене покровителя. Как говорил герой оперетты "Свадьба в Малиновке", если у батьки нет золотого запаса, хлопцы разбегаются. Судя по всему, этот процесс в отношении проиранских террористических организаций пошел и с большой скоростью.
В части денег противники сирийского режима могут чувствовать себя гораздо увереннее. Саудовцы уже неоднократно показывали, что в случае необходимости за ценой и тратами не постоят. Да и не они одни. Ливийские оппозиционеры постоянно получали финансовую подпитку от эмиратов Залива, в первую очередь Катара. И не только деньгами. Все внимание было привлечено к операциям самолетов НАТО, но как-то мало писали, что на стороне ливийских оппозиционеров воевали офицеры катарской армии. Кстати, никто этого и не скрывал..
|