Саммит Америк, который проходит примерно раз в три года, можно рассматривать как своего рода латиноамериканское занятие пустым делом. Саммит созывает глав государств на несколько дней на юг или север от Рио-Гранде для бесконечных речей, которые ведут в никуда. Но время от времени саммит - американская инициатива президента США Билла Клинтона, выдвинутая в 1994 году, - на самом деле позволяет разместить на столе полушария ключевые вопросы.
Одним из таких вопросов была так называемая зона свободной торговли Америк, которая была предложена бывшим президентом США Джорджем Бушем в 1990 году, а затем рухнула в Мар-дель-Плата в Аргентине на саммите в 2005 году. Возмущенный присутствием сына Буша-старшего, президента Джорджа У.Буша, президент Венесуэлы Уго Чавес сплотил тысячи антиамериканских демонстрантов в знак протеста против этого соглашения.
Таким образом, саммит Америк выступает провокатором отношений между США и Латинской Америкой, даже если он не в состоянии обрести большое значение.
В этом году саммит, который состоится в Картахене, Колумбия, в середине апреля, уже вызвал споры. В дискуссии будут доминировать два горячих вопроса: Куба и наркотики.
Кубу никогда не приглашали на саммит Америк, поскольку было предусмотрено только присутствие членов Организации американских государств (ОАГ) и демократически избранных президентов (хотя действующий в то время президент Перу Альберто Фухимори принял участие в саммите в 1998 году, несмотря на то, что он приостановил действие Конституции страны в результате "автопереворота" в 1992 году).
В феврале президент Эквадора Рафаэль Корреа заявил, что, если не пригласят на саммит президента Кубы Рауля Кастро, страны АЛБА (Куба, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Боливия и некоторых островов Карибского бассейна) не будут присутствовать. Целью этого была провокация США, Канады и ряда других стран, настроенных против его присутствия.
Некоторые латиноамериканские лидеры и комментаторы рекомендовали президенту США Бараку Обаме принять участие в саммите, несмотря на присутствие Кастро, чтобы противостоять ему в вопросе утраты демократии на Кубе. Обама приманку не проглотил: случайное фото или возможность публичных дебатов с Раулем Кастро в середине избирательной кампании не будут способствовать избранию президента США на второй срок.
Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос попытался разрядить вопрос, сначала удостоверившись, что кубинцы действительно хотят, чтобы их пригласили. Послав своего министра иностранных дел в Гавану, чтобы спросить об этом, он получил удивительный ответ: Куба действительно желает принять участие, несмотря на то, что она отклонила в 2009 году приглашение вернуться в ОАГ.
Сантосу было ясно, что если Кастро будет присутствовать, то саммит в Картахене пройдет без Обамы, премьер-министра Канады Стивена Харпера и, возможно, некоторых других глав государств. Если, с другой стороны, Кастро не будет присутствовать, некоторые члены АЛБА, в том числе двое соседей, с которыми Колумбия надеется улучшить отношения, - Эквадор и Венесуэла, - также могут отсутствовать.
В конце концов, у Сантоса, как и у его предшественников, принимавших саммит, не было другого выбора, кроме как сообщить кубинцам лично, что их присутствие не приветствуется, так как "не было достигнуто консенсуса относительно их участия". Несмотря на разговоры о растущей независимости Латинской Америки и недавних реформах Кастро, большинство стран перед необходимостью выбора между Кубой и США выбирают последних. Даже предполагаемые союзники Кубы в регионе воздержались от призыва Сантоса пригласить Кастро.
Таким образом, Кастро не примет участия. Обама будет присутствовать, и лидеры АЛБА, вероятно, будут разделены. Участники будут стремиться к тому, чтобы Кубу пригласили на следующий саммит в 2015 году, но трудно предсказать, что произойдет. На данный момент Куба остается белой вороной в Латинской Америке.
Поскольку Обама будет присутствовать, другие лидеры могут воспользоваться этой возможностью, чтобы поделиться с ним своими взглядами на то, что все чаще называют "неудачной войной с наркотиками", на антинаркотическую программу, первоначально начатую президентом США Ричардом Никсоном в 1971 году. Недавно прошедший инаугурацию гватемальский президент Отто Перес Молина вместе с Сантосом и другими главами государств ставят под вопрос сегодняшний подход наказаний и запретов вследствие его огромной стоимости и скромных результатов и предлагают другую стратегию - легализацию.
Несколько недель назад Обама отправил вице-президента Джо Байдена в Мексику и Центральную Америку, чтобы предотвратить эту тенденцию, и отчасти ему это удалось. Тем не менее, в то время как лишь небольшое количество политических лидеров и интеллектуалов поддерживало легализацию в прошлом, сегодня чиновники подходят к наркотикам "из укрытия" в массовом порядке. Те, кто говорил, что они выступают за обсуждение вопроса, сегодня поддерживают легализацию; а те, кто выступал против нее, сегодня признают необходимость обсуждения; те, кто продолжает выступать против легализации, делают это, скорее, по моральным, а не по рациональным причинам.
Но у Обамы другие приоритеты. Его внешнеполитические проблемы, за исключением ядерной программы Ирана и реакции Израиля на это, стоят на втором месте для здоровья американской экономики и ее влияния на его переизбрание. Латинская Америка - даже Мексика - в данный момент не находятся на экране его радара.
Тем не менее, Обама отправится в Картахену, как и должен. Сегодня в США понимают, что обращение пристального внимания на их южных соседей находится в интересах страны.
* * *
Перевод с английского Николая Ждановича
Материал публикуется в рамках сотрудничества газеты "Зеркало" и Project Syndicate /Institute of Human Sciences/ www.project-syndicate.org.
|