Экономические интересы России и Европейского Союза все чаще не сходятся не только по Сирии, но и по вопросам энергоносителей. Евросоюз продолжает поиски альтернативных источников поставок природного газа с целью снизить зависимость от поставок российского газа. В ответ Россия старается вставить палки в колеса проектам Евросоюза, порой пользуясь методом политического давления, привлекая на свою сторону даже Иран. В конечном итоге недалек тот день, когда мы сможем в очередной раз столкнуться с новым витком "холодной войны" в мире.
Любые решения в отношении Каспия без консенсуса пяти прикаспийских государств будут нелегитимны. "В связи с настойчивыми попытками ЕС по продвижению Транскаспийского газопровода Владимир Путин подробно объяснил правовую ситуацию вокруг Каспия. Любые решения в отношении Каспийского моря могут быть приняты только на основе консенсуса каспийской "пятерки". В противном случае, они будут нелегитимны. Не учитывать этот момент ЕС не может", - сказал помощник президента России Юрий Ушаков журналистам по итогам саммита РФ-ЕС ("Интерфакс").
Планы Евросоюза использовать несколько источников поставок газа не повлияют на стратегическое партнерство с РФ, уверена глава представительства ЕС в Казахстане Аурелия Бушез. "Я хотела бы подчеркнуть, что наша решимость диверсифицировать маршруты и источники поставок (газа - "ИФК") никаким образом не влияет негативно на наше стремление расширить рамки стратегического партнерства с Россией", - сказала она в четверг в Астане на конференции по развитию шельфа Каспия.
По мнению А.Бушез, чем больше диверсифицирован будет рынок, тем более стабильным и предсказуемым он будет становиться. "Потребители в Европейском Союзе сегодня уже страдают от очень высоких цен на газ. Следовательно, любые сомнения у потребителей относительно степени политизации газового рынка могут привести к тому, что и правительства, и общество утратят веру в газ и переключатся на какие-то другие источники энергии", - подчеркнула она. "Мы подходим к вопросам, касающимся разработки энергетических ресурсов на Каспии и в Центральной Азии, с твердым убеждением относительно того, что в вопросах энергетической безопасности поощрение диверсификации экспортных маршрутов входит в интересы всех и каждого. Все и каждый заинтересованы в альтернативных экспортных маршрутах. Они расширяют рыночные возможности и увеличивают способность получать конкурентные в международном масштабе цены" - отметила глава представительства.
Строительство Транскаспийского газопровода можно осуществить до решения вопроса с правовым статусом Каспийского моря, считает глава представительства Европейского Союза в Казахстане Аурелия Бушез. "Также мы наблюдаем, что текущие переговоры прибрежных государств относительно нового статуса Каспия никак не препятствуют строительству и эксплуатации нефтяных и газовых трубопроводов.
ArrayКроме того, с нашей точки зрения, сегодня, для того чтобы построить трубопровод через Каспий, нет необходимости заниматься его фактической делимитацией", - сказала А.Бушез. "Трубопроводы можно строить через границы, которые существуют, просто пока не согласован их статус. Мы осознаем, что это происходит достаточно часто, в ЕС такого рода проблемы часто встречаются. В частности, на Северном море мы сталкивались примерно с такими же проблемами. Трубопроводы могут строиться через границы, которые существуют, но пока еще не согласованы", - сказала она.
В то же время глава представительства подчеркнула, что ЕС сегодня не занимает никакой конкретной позиции относительно юридического статуса Каспия, и этот вопрос должен быть урегулирован между пятью прибрежными государствами. "ЕС полностью поддерживает работу, которая сегодня идет, и уже работает с двумя государствами, которые решили построить между собой газопровод в своих территориальных водах", - сказала она. А.Бушез также сообщила, что при поддержке ЕС была проведена работа по изучению экологических аспектов проекта строительства Транскаспийского газопровода. "На основании данных, которые были получены в результате профинансированных ЕС исследований, не было выявлено ни одного экологического вопроса, из-за которого Транскаспийский газопровод стал бы неосуществим", - отметила глава представительства ЕС. По ее словам, можно ожидать, что газопровод через Каспийское море будет иметь "самое низкое воздействие на окружающую среду" по сравнению с другими маршрутами или другими подобными схемами по экспорту углеводородов. "Мы, конечно, полностью готовы к финансированию дальнейшей работы в данной области, чтобы решить все экологические вопросы вместе с нашими каспийскими партнерами и международными финансовыми институтами", - заявила А.Бушез ("Интерфакс-Казахстан").
Отметим, что и Туркменистан весьма активизировался в своем стремлении поставлять туркменский газ в обход России.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов призвал ученых Академии наук разрабатывать инновационные технологии строительства трубопроводов по дну Каспийского моря, сообщает туркменское правительство. По его словам, в Туркменистане должны проводиться фундаментальные исследования по сейсмологии, расширяться международное сотрудничество в области сейсмологии, внедряться новые техника и технологии. Туркменистан на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке выступил с инициативой придания конкретного содержания международным усилиям по сохранению уникальных природных богатств Каспия, было также предложено организовать Каспийский экологический форум в качестве постоянно действующего органа для рассмотрения вопросов охраны окружающей среды в Каспийском бассейне и выработки соответствующих предложений и рекомендаций. "И здесь, в решении проблем экологии Каспия, на мой взгляд, главенствующая роль должна быть отведена ученым. Мне думается необходимо разработать многоцелевые перспективные региональные научно-исследовательские программы, направленные на выработку новых научных подходов к охране Каспийской природной территории", - отметил туркменский руководитель в своем выступлении.
Официальный Ашгабат убежден, что проект строительства Транскаспийского газопровода имеет право на скорейшую реализацию и является оптимальным вариантом для экспорта туркменского газа на европейский рынок. Европейский Союз, заинтересованный в диверсификации энергопотоков, уже начал вести переговоры о заключении соглашения между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном по данному проекту. Запад и Туркменистан считают, что вопрос прокладки 300-километрового трубопровода по дну Каспия находится в юрисдикции тех стран, которые этот проект "территориально затрагивает", то есть Азербайджана и Туркменистана.
Встречаясь в начале прошлого года в Ашгабате с председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу, президент Бердымухамедов сказал, что рассматривает "европейское направление как одно из перспективных", и выразил готовность после детальных переговоров подписать конкретные соглашения относительно проекта Nabucco. Баррозу при этом подчеркнул "важность строительства Транскаспийского газопровода для обеспечения надежности и безопасности поставок энергоносителей в Европу, а также обеспечения стабильного спроса на туркменский газ".
В то же время соседние по Каспию Россия и Иран, также обладающие мировыми запасами природного газа, обычно, говоря о возможности реализации Транскаспийского проекта, апеллируют к возможным рискам для экосистемы Каспия. Практика доказывает обратное: российский газовый монополист "Газпром" сам реализовал и продолжает реализацию подобных, даже более масштабных проектов - через Черное и Балтийское моря. Туркменские экологи на международной экологической конференции в Ашгабате напомнили, что "на дне Средиземного моря находится действующий еще с семидесятых годов прошлого века газопровод". При этом говорилось, что морские газопроводы - "это намного практичнее, дешевле и экологически безопаснее", так как "практически изолированы от влияния деятельности человека, поскольку находятся под толщей воды и в дали от берегов". Официальный Ашгабат привержен тому мнению, что экологическая составляющая для любого экономического проекта, причем подобного масштаба, "чрезвычайна важна", и заявил, что готов с заинтересованными сторонами провести необходимую экспертизу на высоком уровне.
Транскаспийский маршрут мог бы стать частью транснационального проекта Nabucco, с реализацией которого Брюссель рассчитывает за счет каспийских ресурсов диверсифицировать источники потребления газа, значительную часть которого на данном этапе обеспечивает Россия. Потенциальные покупатели - входящие в консорциум Nabucco австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, немецкий концерн RWE. Последняя из них уже представлена на туркменском рынке в рамках соглашения о разделе продукции по шельфу Каспия. Туркменистан выразил готовность снабжать проект Nabucco ежегодно 40 млрд. кубометров газа, из которых 10 млрд..
|