Сейчас вы читаете газету за 31.10.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 31.10.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Удивительная жизнь Иса Султана Шахтахтинского
Удивительная жизнь Иса Султана Шахтахтинского
Неизученные биографии исторических личностей подобны непрочитанным книгам...
Суббота, 31.10.2009

Вилаят Гулиев размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 12, 19, 26 сентября, 3, 10, 17 и 24 октября 2009 г.)

* * * В один из сентябрьских дней беспокойного и тревожного 1993 года, будучи преподавателем-контрактником в Университете Ататюрка в городе Эрзурум Турецкой Республики, решил отправиться в Карс, хорошо знакомый по дастанам и баяты. Не желая выглядеть неискренним, не скажу, что главной целью моей поездки был поиск следов И.С.Шахтахтинского в этом городе.

Просто хотелось увидеть места, где когда-то, да и теперь, компактно проживали азербайджанские тюрки, где в страшные 1918-1919 годы для противостояния армянским головорезам и предотвращения резни в городах Карс, Ардаган, Сарыкамыш, Кагызман создавалось свое государство - Юго-Западная Кавказская Демократическая Республика.

Основателю этого кратковременного государства - Ибрагим беку Джахангирову - посвятил свою повесть "Неизвестный герой" турецкий писатель и политический деятель, азербайджанец по происхождению Самед Агаоглу. Эту повесть я прочитал перед поездкой в Карс и находился под впечатлением сильной личности Ибрагим бека. С Карсом также связаны жизнь и деятельность другого выдающегося азербайджанца ХХ века - Ахмед бека Агаоглу.

Кроме того, хотелось осмотреть и руины знаменитого города Ани с его редчайшими образцами средневековой мусульманской и христианской архитектуры, мирно сосуществующие испокон веков.

Приехав в Карс, я мгновенно окунулся в родную стихию азербайджанского языка с его особенной изюминкой, сладостью и свежестью, был окружен душевной щедростью своих соплеменников, неповторимым вкусом нашей национальной кухни, - всем тем, что не потеряло своеобразный и присущий нашему народу прелести, несмотря на десятилетия, проведенные в братской Турции. На улице, на базаре я услышал разговоры людей, без труда определяя по их манере говорить и по произношению, откуда они родом, и из каких уголков Азербайджана их предки некогда переехали сюда. Несмотря на то, что из-за экономических трудностей некоторые жители покинули город, в Карсе все еще чувствовался и царствовал азербайджанский дух.

Совсем недавно прочел великолепный роман известного турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Орхана Памука "Снег", где события с начала до конца происходят в Карсе, и образ этого города снова возник перед глазами со всей своей красотой и печалью...

Выделяли Карс среди турецких городов и строения, которых было не так много. Построенные в конце XIX-начале XX веков по индивидуальным проектам русских, польских, немецких архитекторов, они имели своих аналогов в Баку, Гяндже, Лянкяране и придавали Карсу какой-то ореол близости.

Местное население Карса называло эти здания "урус йарылары", т.е. "русские строения" или "русские дома", так как они были построены здесь в период российского господства с 1877 по 1914 год. Тогда же в Карсе, Сарыкамыше, а также в деревнях вокруг Карса было расселено этнически русское население - выходцы из центральных губерний Российской империи.

Это было сделано для того, чтобы изменить этнический состав населения оккупированных территорий в пользу империи. В конце Первой мировой войны Россия была вынуждена покинуть Карсскую область, но часть русского населения прижилась здесь, обретя свою вторую родину. В Университете Эрзурума со мной работал выходец из Карса - Чингиз Алйылмаз, детские годы которого прошли близ Карса, в одной из деревень, где вперемешку жили русские и тюрки-азербайджанцы. Во время беседы в его речи прорывались застрявшие в глубинах памяти отдельные русские слова и имена, которые он произносил, смешно коверкая.

"Русские построения" в Карсе напомнили мне И.С.Шахтахтинского, который солидную часть своей жизни провел здесь. Расспрашивая прохожих, я нашел здание, где в период русского владычества размещалось генерал-губернаторство Карса.

ArrayДо сих пор помню это внушительное здание, солидно возвышавшееся среди двух-трехэтажных старых домов турецкого квартала.

Последние 16 лет жизни И.С.Шахтахтинского прошли в этом городе и в этом здании. * * * В течение XIX столетия Россия дважды завоевывала область Карс - Эрзурум. Еще А.С.Пушкин в 30-х годах XIX века в своем "Путешествии в Эрзурум" пел дифирамбы в честь русского оружия. Три века беспрерывных войн с Османской империей завершились победами на Балканском и Кавказском фронтах, после чего Россия перешла к политике давления на Турцию с севера и юга. Поэтому после вторичного захвата Карса спешно приступили к организации российского управления городом.

Возникла большая потребность в военных и чиновниках, одинаково хорошо владеющих русским и турецким языками. В такой ситуации был мобилизован и И.С.Шахтахтинский, до этого "свободный художник", посвятивший себя литературному творчеству. В конце 1877 года он был направлен в Карс.

В 26-й год своей жизни Иса Султан, не желая и не ожидая того, выступил в качестве государственного служащего: с 1 января 1878 года стал чиновником по особым поручениям при управляющем Карсской областью.

Рассматривая эту ситуацию как чрезвычайную и временную, связанную с войной, И.С.Шахтахтинский намеревался после налаживания дел в Карсе вернуться в Тифлис и продолжить издание "Кавказского альманаха".

Но судьба распорядилась так, что спустя годы он вернулся в Тифлис, только чтобы проститься с жизнью и обрести вечный покой.

Работоспособность и широкий кругозор молодого чиновника очень быстро сделали его незаменимым человеком перед глазами начальства. Соответственно увеличивалось и число поставленных заданий.

В 1878 году с сохранением прежней должности И.С.Шахтахтинский был назначен председателем комиссии по определению имущественных прав и обязанностей населения при старом османском правлении. Это было очень сложным и муторным делом. Рассчитывая на временный характер русского правления, местные жители не хотели жить по законам новых властей.

В октябре того же года И.С.Шахтахтинскому поручили другое, еще более серьезное и ответственное дело - он был назначен на новоучрежденную должность градоначальника Карса. Этой структуре было поручено восстановить разрушенное городское хозяйство и организовать систему управления на основании уже законов Российской империи. Руководимая И.С. Шахтахтинским городская управа функционировала до 1 апреля 1880 года и успешно решала поставленные проблемы.

Часто употребляемое в наши дни понятие "трудовая книжка" обозначалось во времена Российской империи документом под названием "формулярный список". В этом документе отмечались места службы, продвижение по службе, даты начала и конца отпусков, болезни, командировки, награды, выговоры, семейное положение, дети и т.п. информация о каждом государственном чиновнике.

Последняя запись в формуляре обычно констатировала выход в отставку, на пенсию или смерть чиновника, после чего документ отправлялся в архив.

Работая в архивах, я встречал и тонкие, и толстые формуляры. Толщина формуляра и количество записей свидетельствовали о предприимчивости его владельца, скорости перемещения по служебной лестнице, его практичности и бурной деятельности, связях в обществе.

Формулярный список И.С.Шахтахтинского относился ко второй категории.

С 1 января 1879 года он был переведен на должность старшего чиновника по особым поручениям канцелярии военного губернатора Карсской области.

В марте того же года, оставаясь на своей должности в канцелярии губернатора, назначается одновременно и старшим чиновником Кавказской армии и Кавказского военного округа.

В декабре 1879 года И.С.Шахтахтинский был командирован в Стамбул, где в течение нескольких месяцев занимался урегулированием спорных вопросов между Россией и Османской империей по поводу Карса и прилегающих территорий.

В 1880-1882 годах неоднократно был командирован в Эрзурум вновь для решения спорных территориальных вопросов.

В апреле 1883 года был назначен начальником канцелярии военного губернатора Карсской области. До конца жизни работал в этой должности.

В старой России, где гражданские чины, как и военные, давались строго через определенные интервалы времени, И.С.Шахтахтинскому удалось всего за 5 лет службы стать "начальником канцелярии", и это следует считать большим успехом. Иса Султан достиг высоких степеней не только из-за нехватки кадров, но в первую очередь благодаря своей работоспособности, умению и талантам.

Газета "Кавказ" в своем некрологе, раскрывая причины быстрого прохождения по карьерной лестницея, писала: "Начальство, учитывая в действительности неограниченные способности, всесторонние знания покойного, его глубокую осведомленность в языках западных и восточных, вскоре предложило ему должность начальника канцелярии с широким и многосторонним полем деятельности".

В бюрократической системе управления "широкая и многосторонняя деятельность" действительно требовала полной отдачи всей энергии и времени. Однако Иса Султан не забросил близкие его сердцу журналистику и творчество. В 80-е годы XIX века время от времени в газетах "Кавказ" и "Новое обозрение" публиковались его статьи и корреспонденции из Карса.

Анонимный автор уже несколько раз цитируемого мною некролога сообщает, что И.С.Шахтахтинский писал и для ряда центральных российских газет, а в московской газете "Неделя" числился спецкором по Кавказу и Турции.

Насколько это правдиво?

Думаю, что автор некролога перепутал Иса Султана Шахтахтинского с его однофамильцем и родственником - Мухаммедом ага Шахтахтинским (1846-1931), который в 80-е годы XIX века сотрудничал в газете "Московские ведомости" (это издание под руководством черносотенца Каткова в отношении "малых народов" и, в частности, мусульманского населения России занимало реакционную позицию, и работа М.Шахтахтинского некоторое время в этой газете позднее принесла ему немало укоров и критики - В.Г.) и был ее стамбульским корреспондентом.

Однако, кроме "центральных российских газет", в некрологе упоминается и газета "Неделя". Кроме того, некоторые нюансы указывают на то, что автор некролога был достаточно хорошо знаком с И.С.Шахтахтинским, глубоко изучил его жизненный путь и биографию. Значит, и этот вскользь упомянутый факт требует более детального подхода.

Естественно, что центральные газеты охотно предоставляли свои страницы для публикации материалов о новых победах русского оружия, о новых территориях и подданных империи. В этом ракурсе И.С. Шахтахтинский, отлично владевший русским языком и имевший опыт журналистики, действительно мог бы быть настоящей находкой не только для русскоязычной прессы Кавказа, но и для московских и петербургских газет. Одним словом, есть необходимость вести поиски и исследования в этом направлении.

В Карсе И.С.Шахтахтинский занимался не только административной деятельностью, но и выступал в роли просветителя, ученого-исследователя и журналиста. В формулярном списке указывается, что в 1882 году он сыграл большую роль в организации двухклассной школы в городе Кагызман.

В действительности эта маленькая школа была первым образовательным учреждением нового типа, организованным для азербайджанского населения региона. К счастью, и имя преподавателя этой школы нам знакомо. Это выпускник Горийской семинарии, ассириец по национальности Иосиф Новрузов. Позднее И.Новрузов вместе с Джалилом Мамедкулизаде преподавал в школах Улуханлы и Баш Норашен Нахичеванского уезда. Имел заслуги в собирании и издании образцов азербайджанского устного народного творчества. Впервые записав ряд фольклорных образцов азербайджанского народа, он опубликовал их в известном сборнике СПОМПК ("Сборник по описанию местностей и племен Кавказа"). Был поклонником таланта Джалила Мамедкулизаде, первым слушателем некоторых его ранних произведений.

Другая новизна в культурной жизни Карса, связанная с именем и деятельностью И.С.Шахтахтинского, была организация здесь типографии с октября 1882 года. Вскоре в этой типографии стали печатать газету "Карс" на русском языке.

В упомянутом некрологе по этому поводу говорится: "Служебная деятельность Иса Султана Шахтахтинского по-настоящему была бурной и неутомимой. Наряду со своими многочисленными и сложными служебными обязанностями покойный являлся основателем и первым редактором газеты "Карс", выходящей раз в неделю. Одновременно он составлял и опубликовал ежедневные телеграфные бюллетени".

К сожалению, мои попытки обнаружить комплект газеты "Карс" в Тифлисе, затем в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) не увенчались успехом. Естественно, что изучение этой газеты дало бы нам основание более конкретно говорить о редакторской и публицистической деятельности И.С.Шахтахтинского.

(Продолжение следует)


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика