(Окончание. Начало см. "Зеркало" от 4 сентября 2010 г.)
Полыхнувшие огнем глаза фараона постепенно теряли свой внезапный блеск. В то же время лучи пылающего весь день, как костер, солнца стали медленно, нехотя покидать небо Мемфиса, столицы Египта, и становились невидимыми.
Миновал год с момента этой встречи. Верховный жрец явился во дворец и, волнуясь, изъявил желание срочно встретиться с фараоном. Фараон уже знал о причине прихода Верховного жреца.
- Верховный жрец знает то же, что известно и Псамметиху? - в упор спросил фараон, слегка отведя глаза от Верховного жреца, который, как и год назад, сидел напротив. Тот ответил:
- Верховный жрец знает то же, что и фараон. Да хранят Псамметиха боги. Опыт завершен.
- Каким же было первое слово в устах младенцев? - Псамметих заранее знал ответ и на этот вопрос.
- Это было слово "бекос"...
Псамметих беспокойно заерзал на троне...
- Когда в последний раз пастухи подошли ко входу в пещеру, дети подползли к ним и произнесли слово "бекос".
"Бекос"... Что означает это слово? Псамметих не знает такого слова на египетском языке. А что Верховный жрец, знакомо ли оно ему?
- Нет. Верховный жрец также не знает такого слова на языке народа Египта.
Фараон, явно желая скрыть огорчение, прибавил голосу равнодушия:
- Тогда что это за слово - "бекос", языку какого народа оно принадлежит? Искал ли Верховный жрец это слово в языках других народов?
- Искал. Да хранят боги фараона.
- Так где же это слово отыскалось?
Несмотря на все усилия, на сей раз фараону не удалось скрыть волнения и гнева. Глаза его, будто два изголодавшихся волка, казалось, были готовы разорвать Верховного жреца. Тот почувствовал это и с глубокой печалью и почтением молвил:
- Слово "бекос" на фригийском означает "хлеб".
ArrayДа продолжат боги покровительствовать фараону.
- На языке фригийцев? Наших соседей? Это... слово? Хлеб?!
- Да, это так.
Фараон до боли в пальцах сжал подлокотник своего трона. Несмотря на то, что нежданный результат беспощадно обжигал душу, он старался не выдать своего истинного состояния.
- Фригийцы, говоришь? Значит, фригийцы. Быть тому! - Псамметих наконец пришел к решению. - Пусть Верховный жрец завтра объявит в храме Птаха о результатах опыта. Пусть фригийский будет объявлен самым древним языком, а наши соседи-фригийцы - древнейшим народом мира.
Верховный жрец, понимая, что такое признание для фараона истинная пытка, молчал. Резким движением руки Псамметих дал понять совершенно растерянному Верховному жрецу, что тот может удалиться. Тяжело пятясь, Верховный жрец покинул тронный зал. Он вышел на просторную дворцовую площадь, направился к храму Птаха. Рядом с ним, сложив руки на груди, безмолвно шествовали сопровождавшие его служители храма. Прохожие, завидев Верховного жреца, придерживали шаг и, почтительно касаясь руками колен, приветствовали его. Яростно светило солнце. Верховный жрец воспринимал лучи, обжигавшие его чисто выбритую голову, как кару богов. До самого храма он не пожелал пройти под тень зонтов, которые служители услужливо пытались раскрыть над ним. Всю дорогу он возносил молитвы Птаху за то, что сумел выполнить задачу, поставленную перед ним год назад фараоном. Дойдя до храма, Верховный жрец отдал указания о соответствующих пожертвованиях, надеясь, что огорчение и гнев властителя поостынут.
Едва Верховный жрец покинул дворец, фараон Псамметих вызвал к себе начальника тайной охраны. Тот явился и преклонил колени на жесткие каменные плиты. Фараон сказал:
- Я не добился желаемого результата. Кто-то в этом виноват. Скажи, откуда родом пастухи, носившие еду к пещере?
- Они фригийцы...
Прищур глаз фараона был гневен и глумлив.
- Так. Теперь все ясно. Клянусь Амоном и Ра, я раскрыл эту тайну. Ты! Схвати и, привязав друг к другу, держи их в заточении пару дней! Есть и пить им не давать. Не беда! Потом доставишь их ко мне!
В глубине зрачков фараона вспыхнул огненный клубок и мгновенно погас.
Через три дня Верховного жреца вновь призвали к фараону.
- Мы выедем с тобой из города, минуем каменные карьеры, направимся в долину Низких гор, - сказал Псамметих.
На заднем дворе дворца их уже ждали две колесницы. Около колесниц, в окружении египетских воинов, виднелись рабы-эфиопы, ожидающие указаний..
|