Сейчас вы читаете газету за 19.03.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 19.03.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Память  
 
 
О шейхе, который любил науки
О шейхе, который любил науки
Суббота, 19.03.2011


Франгиз Ханджабекова
размер шрифта  

Председатель Духовного управления мусульман Кавказа шейх уль-ислам Ахунд Ага Джавад оглу Ализаде официально был востребован азербайджанским обществом дважды: в годы существования АДР, когда его избрали духовным лидером мусульман Закавказья, и в 1944 году, когда Сталин распорядился открыть на территории СССР религиозные храмы. В обоих случаях свою духовную деятельность он тесно увязывал с общественными событиями. В дни его похорон советская газета "Известия" опубликовала некролог, где отмечено, что шейх уль-ислам Ализаде был старейшим мусульманским деятелем шиитского направления, получившим образование в Багдаде. Духовной деятельностью он начал заниматься с 1896 года. Шейх уль-ислам Ализаде был участником всесоюзных конференций сторонников мира, конференции всех церквей и религиозных объединений в СССР, посвященной вопросам защиты мира, а также делегатом Конгресса народов в защиту мира в Вене в 1952 году, где он выступил с речью от имени мусульман Советского Союза. Неофициально же шейх уль-ислам Ахунд Ага Ализаде был востребован верующими людьми всю жизнь, и двери его дома по бывшей Нижне-Приютской улице (ныне Башира Сафар оглу) никогда для них не закрывались. Так получилось, что об этом духовном лидере нынешнему поколению ничего неизвестно, его фамилии нет ни в одной из азербайджанских энциклопедий. Эта статья, написанная на основе рассказов его старшего внука, сотрудника Музея искусств, старейшего азербайджанского фотографа Кямала Бабаева, других родственников и знавших его людей, - попытка возродить память об одном из лучших и образованнейших представителей азербайджанского духовенства.

Начало пути

Шейх уль-ислам Ага Ализаде родился в 1871 году в Пиршаги в семье известного для своего времени религиозного деятеля ахунда Хаджи Мамеда Джавада Ализаде и Бибиханум. Всего у них было четыре сына и две дочери. Когда настало время продолжить их образование, семья переехала в Баку, в дом, построенный главой семьи на бывшей Нижне-Приютской улице.

Ахунд Хаджи Мамед Джавад поначалу сам обучал Зейнал Абдина (так Ага Ализаде звали в детстве) арабскому и фарсидскому языкам, шариату, потом отдал на обучение в мечеть Сыныггала, что в Ичери шехер, где мальчик серьезно изучал литературу, астрономию, историю, математику, ботанику, а потом продолжил образование под руководством преподавателя и поэта Мирзы Насиба Гудси. Уже в этот период своей жизни у него появилась потребность к переводу на азербайджанский язык аятов Корана. Юноша проявил большой интерес также и к изучению философии поэта и мыслителя Саади, медицины, выказывая широту и глубину своего интеллектуального и духовного потенциала уже в ранней юности. Может, в этом проявилось также и влияние его дяди Мирзы Халыка - одного из первых профессиональных медиков Азербайджана, получившего образование в Германии и знавшего несколько европейских языков. Он-то и знакомил мальчика с основами медицины.

Мирза Халык был человеком необыкновенной доброты: бедных, неимущих людей он не только лечил бесплатно, но и в своей собственной аптеке распорядился также бесплатно отпускать им лекарства. В 1901 году он стал одним из организаторов мусульманского благотворительного общества.

ArrayК своему дяде Зейнал Абдин привязался и полюбил с раннего детства.

В начале 90-х годов XIX века с благословения отца Зейнал Абдин отправился получать духовное образование в Ирак, в священный город Наджаф возле Багдада. Обучаясь на богословском факультете, Зейнал Абдин, наряду с изучением наук, большое значение придавал общению с тамошними религиозными деятелями. После окончания университета он получил звание ахунда и по возвращении на родину в 1896 году был назначен младшим моллой в мечети при небольшом пире, который располагался на месте нынешней мечети Тезе пир. По завершении строительства Тезе пира по рекомендации ахунда Абу Салима Ахундзаде Ализаде был назначен его главным священнослужителем. В 1918 году после прихода к власти мусаватистов ахунд Ага Ализаде был назначен городским кази (судьей), избран председателем Духовного управления мусульман Кавказа и получил звание шейх уль-ислама.

На праздновании первой годовщины АДР он выступил с речью, где сказал, что каждому народу и каждому человеку нужны независимость и справедливость. 15 сентября 1919 года шейх уль-ислам Ализаде открыл в Нагорном парке чтением суры Корана "Ясин" траурную церемонию, посвященную шехидам, в которой принимали участие члены правительства Азербайджана во главе с М.Э.Расулзаде.

Во времена АДР шейх Ализаде не раз выступал с обращениями к молодежи, среди которых были люди, стремившиеся уклониться от службы в армии, а родители их в этом поддерживали. Шейх осуждал такое отношение и считал это грехом. В обращении к молодежи он говорил: "Не забывайте, исполняя свой долг и защищая с оружием в руках родину, вы тем самым защищаете честь своей матери и сестер. Кроме того, как иначе защищать независимость государства?! До каких пор вы будете пребывать в спячке, ведь пора извлекать уроки?!"

Раньше во многих случаях рождение детей нигде не фиксировалось, а шейх проявлял особое внимание к делу учета рождающихся детей, выдаче свидетельств об их рождении. Он даже подготовил специальный проект, предусматривающий наказание родителей, не соблюдавших это правило. Вообще не было ни одного события общественной жизни, по которому шейх не высказал бы своего совета или отношения.

Воспоминания об Ираке

Впечатления о годах учебы шейх хранил до последних дней.

- Там при университете была большая библиотека, - рассказывал он своему старшему внуку Кямалу, - и знаешь, как много там хороших книг, они все в кожаных переплетах с золотым тиснением, аккуратно расставлены по полкам. Ради того, чтобы их прочитать, люди приезжают из самой Европы, потому что хотят узнать из них неизвестные факты об истории их стран. В них также много реальных свидетельств о жизни Пророка, ведь они записаны еще в VIII-IX веках. Это первоисточники.

Шейх рассказывал внуку и о действовавшей при университете устахане (мастерской), где каллиграфы красивым почерком переписывали книги для желающих приобрести их копии. Он сам привез из Ирака много ценных книг на арабском языке, но в богатой библиотеке шейха свое место нашли не только духовные книги.

В 1920 году в его дом пришли представители новой власти (два солдата и один в гражданском), и, как рассказывал шейх внуку, у одного из них был маузер. Они осмотрели все комнаты, зашли и в кабинет. Заметив, что одна из его стен до самого потолка покрыта полками с рядами книг, тот, который был с маузером, спросил:

- Молла, на что они тебе?

- Я ахунд, а не молла, - ответил Ализаде. - Окончил университет, получил звание, и эти книги я читаю.

- Тут есть книги Маркса, Гегеля, а они для чего? - был следующий вопрос.

- В них много интересного, я их тоже читаю.

В 1953 году одна из привезенных книг, очень большая по объему "История Востока" была украдена так же, как и почти законченный перевод на азербайджанский язык Корана, сделанный самим шейхом. Вор позже издал его и получил звание профессора. Кямал муаллим не назвал имя этого человека, хотя хорошо знал его: тот часто приходил к деду и беседовал с ним.

"Пора записаться в библиотеку"

Шейх Ага Ализаде придавал большое значение воспитанию и образованию своих детей. Не случайно его наследники, как дети, так и внуки, в основном посвятили себя науке и стали известными в республике людьми. Их судьбы - это отдельная тема. Но, думается, стоит на примере его старшего внука отчасти показать, насколько серьезно он относился к вопросам образования детей, стремился пристрастить их к чтению, к получению знаний. Учеба, общее образование внуков находились в центре внимания шейха с самого раннего их детства, а когда встал вопрос, в какую школу их отдать - русскую или азербайджанскую, - шейх высказал пожелание, чтобы они учились в азербайджанской школе, но обязательно изучали и русский язык, так как он будет, как он предвидел, главенствовать в Азербайджане.

- Отец с дядей согласились, - вспоминает Кямал муаллим.

Все внуки шейха получили высшее образование на русском языке. Кямала вначале, как старшего из них, отдали в азербайджанскую школу, но с 4-го класса он стал учиться в русской школе.

- Мне было очень трудно, поскольку в азербайджанском секторе русский язык не изучали, и я знал от силы 30 слов, - рассказывает Кямал муаллим.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика