Сейчас вы читаете газету за 19.03.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 19.03.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Чтение  
 
 
Один из семидесяти
Избранные главы из романа
Суббота, 19.03.2011


Марина Мурсалова
размер шрифта  

Глава XV

НОВРУЗ - ПРАЗДНИК НОВОГО ГОДА

Новруз - день весны, день Ормузда... Сезон цветов и душистых трав... Новруз является величайшим праздником природы в мире, так как в это время равнины и долины покрываются зеленью и дуют весенние ветры, которые уносят все мертвящее и погибшее, а природа одевается в новый наряд...

А.Гишапс

Прекрасный, всеми любимый первый месяц года - фарвардин (1) (когда солнце находится в созвездии Овна) отмечен особо буйным ростом пробудившихся от зимней спячки растений.

Месяц ордибехешт (2) захватывает самый разгар весны, потому приносит веселье и райскую благодать людям, истосковавшимся по теплу и обновленной, помолодевшей природе.

Изменения в природе происходят по-весеннему стремительно. Бурные реки поят стада и равнины, распускаются почки, зеленеют леса, сады покрываются кружевным бело-розовым покрывалом, птицы заводят новые песни...

Пока солнце набирает силу в борьбе со снежными вершинами, у всего живого есть равная возможность насладиться и употребить себе во благо его щедрость. Этот месяц самый ласковый и любвеобильный.

В месяц хардад (3) Светило прибавляет углей в небесном очаге, потому поспевает первый урожай пшеницы, ячменя, созревает большинство плодов и все, что кормит людей.

Когда изумрудные поля темнеют под лучами южного солнца, порой не знающего границ своей щедрости, наступает жаркий месяц тир (4) - первый месяц лета, когда начинается сбор урожая фруктов и овощей...

Весь последний месяц года - эсфанд (5) мидийцы провели в военном походе, окончившемся (слава богам) сокрушительным разгромом врага.

Радость была удвоена тем, что празднование победы пришлось как раз на канун самого почитаемого праздника зороастрийцев - Новруза - праздника Нового года.

Шестой гаханбар, или поминание душ предков, начинался за пять дней до начала нового года.

В это время принято было посещать храм, читать особые молитвы и поминать своих умерших родственников дома. При этом особым уважением и почитанием пользовались наиболее праведные души, творившие при жизни добро и оказывавшие благодеяния.

В этот раз поминали также души безвременно ушедших храбрых воинов.

За несколько дней до начала шестого гаханбара правоверные зороастрийцы наполняли различные сосуды пшеницей, чечевицей, ячменем, ставили в теплое место, накрывая холстом.

Через некоторое время туда наливалась вода, смешанная с золой. Когда семена прорастали, сосуды ставили в специальные ниши в стене дома, в комнате, где обычно происходило богослужение в честь умерших предков.

Несмотря на горе и печаль, поселившиеся во многих семьях, все женщины без исключения привели в идеальный порядок свои дома, сады и огороды.

Заповедь Авесты: "Чистые мысли, чистые речи, чистые дела" распространялась на все сферы жизни зороастрийцев.

Чистота в доме была возведена в ранг почитания. Каждый булыжник во дворах был начищен почти до блеска. Сараи ломились от сухого чистого хвороста.

Мусор был полностью истреблен в преддверии Нового года - и это тоже было символично для зороастрийцев.

Ведь в доме, помимо людей, обитали фраваши - невидимые хранители очага, которые также придерживались главной заповеди Заратуштры - существование в условиях чистоты как внутренней, так и наружной.

Однако сжигание мусора запрещалось, так как для зороастрийцев огонь был всегда священным. А нечистоты никогда не должны были соприкоснуться с поверхностью не менее священной земли. Для нечистот и мусора в каждом доме существовало специальное помещение; когда оно заполнялось до определенного предела, туда добавлялся специально приготовленный раствор. Полученная зловонная жидкость по узкому желобу сливалась глубоко в землю, туда, где обитали отвратительные дайвы.

Для всех гаханбаров были обязательными две церемонии в храме: "благословение", или особый вид богослужения и молитвы, текст которой входил в малую Авесту, и богослужения, связанные с приношениями всеми правоверными пожертвований и даров.

В последний день старого года прощались с душами умерших.

Луксор с сестрой слазали на крышу дома и расставили там сосуды с водой, цветами, веточками тамариска и других цветущих благоуханных растений, радующих сердце и глаз. В сосуды с водой они бросили листики молодого деревца.

Там же, на крыше, оставили лорку - ритуальную еду и питье. Все это предназначалось для душ умерших, которые все пять последних дней уходящего года, по поверью, пребывали рядом с живыми.

В последний день, насладившись окончательно общением с родными и видя их почитание, души умерших родственников должны были отправиться обратно в обиталище ангелов и упокоившихся душ - на небо. Глава XVI

МИЛОСТИВЫЙ И СПРАВЕДЛИВЫЙ

На заре, до появления первых лучей солнца, все домочадцы собрались на крышах своих домов и ждали, пока уважаемый мобед - руководитель праздничной молитвой - не зажжет огонь на всех четырех углах крыши храма.

Дул редкий для здешних мест, сильный северный ветер, и люди опасались, что его порывы омрачат грядущее празднество Нового года.

ArrayВедь если огонь погаснет, для многих это станет плохим знаком.

Но Эштар, который, как обычно, руководил праздничным действом, позаботился о том, чтобы не уронить собственного величия, ведь люди должны знать и беззаветно верить, что Главный жрец - главный хранитель чистоты веры - способен справиться со стихией и укротить ее.

Его авторитет значительно возрос после военных событий, когда все стали свидетелями вмешательства жреца в ход сражения.

Теперь Эштар решил сделать все возможное, чтобы изгладить из памяти людей случай с Иотапой.

Хранитель Башни Вечности был прав: нельзя вести за собой народ, если в их душах посеяно хоть одно зерно сомнения.

Проведенное время в Башне Вечности не прошло даром. Отныне жрец принадлежал и служил только своей вере и своему народу, которому намеревался стать достойным примером.

Из Барука жрец захватил чудодейственную черную смолу, которая охраняет священный огонь и не позволяет затушить его самому сильному ветру.

Эштар уверенной рукой поднес факел к первой чаше, закрепленной у южного угла крыши. С новым порывом ветра языки пламени заколыхались и пригнулись к самой крыше, затем дождем осыпались на землю.

Жители замерли все как один. Но уже в следующее мгновение они увидели, что огонь не только не погас, но и окреп, и вознесся выше, несмотря на ветер, который продолжал настойчиво и жестоко трепать пламя, рвать его на части.

Вскоре живой и яркий цветок огня зацвел на противоположном углу крыши, затем украсил восточную и западную стороны. Это было сигналом к тому, что Новруз - Новый год - вступил в свои права.

Единоверцы, воодушевленные зрелищем, исполненные благоговения и самых возвышенных чувств, зажав пучки тамариска, не сходя с крыш, начали читать праздничную молитву.

Первым гаты из священной Авесты произнес Главный жрец, обратившись, как и остальные, лицом к югу.

Его зычный монотонный голос разносился ветром по всей округе и в утренней предсветной тишине раскатистым эхом отражался от спящих еще гор.

...Кто молится Солнцу,

Бессмертному Свету...

Всемогущему Атару...

Всемилостливейшей Ардви...

Прекраснейшей Арамаити...

Тот молится Мазде...

Все правоверные с великой страстью и радостью вторили ему. Ритуальная церемония Новруза означала воздаяние хвалы главным святым для зороастрийцев стихиям: Огню, Воде, Ветру и Земле.

В тот миг, когда показалось Светило, мобед закончил читать праздничные гаты, и все сошли со своих крыш.

Домочадцы, получившие благословение в первые мгновения нового года, с удовлетворенными, просветленными лицами приступили к праздничной трапезе - встрече Новруза за накрытым столом.

Удачное наступление первого дня нового года в столь редкостный для здешних мест ветреный день означало для правоверных зороастрийцев торжество справедливости и начало новой, счастливой жизни...

Глава XVII

ПРАЗДНИК В КАЖДОМ ДОМЕ

Праздничный новогодний стол был заставлен блюдами со всевозможными яствами - засахаренными фруктами и другими сладостями.

В такой день на столе должны были присутствовать семь блюд, в числе обязательных - вино, сладкий шербет для детей и женщин, сушеный виноград, миндаль, мелкие и крупные орехи. Число семь являлось для зороастрийцев священным: семь звезд, семь ступеней неба, семь заповедей...

В кувшинах стояли букеты из первых цветов, основу которых составляли ветви цветущей священной для зороастрийцев дикой буты - тамариска.

На столе против каждого члена семьи были разложены: маленькое медное зеркальце, медная плоская тарелка с благовониями, яйцом (символ зарождения жизни) и полевым цветком.

Каждый цветок, точнее, его цвет, имел свое предназначение: желтый означал пожелание богатства, красный - любви и семейного счастья, белый - твердости в помыслах и решениях.

Огонь в очаге разводился в этот день большой, и свет его, отраженный в зеркальцах, являлся как бы отражением света самой Вселенной.

Праздник начинался, как положено, с воздаяния хвалы Богу Ахура-Мазде. При первых лучах солнца, по традиции, глава семьи начинал вращать свою тарелку слева направо, она должна была остановиться перед самым старшим из ее членов.

Гекатомпил, не так давно лишившийся обоих родителей, был в своей семье старшим. Потому, покрутив тарелку, сам же и произнес традиционное пожелание.

- Да будет свет!

После этих слов все присутствующие начали поздравлять друг друга с наступлением нового года.

Съев по горсти проросших семян, все приступили к трапезе, во время которой хозяин дома - Гекатомпил вручил детям и жене подарки. Старшему сыну, к примеру, он дал несколько монет, посоветовав тому расходовать их разумно.

Гекатомпил сидел во главе стола, рядом с любимой женой Иотапой. Женщины в дни празднований не сидели за одним столом с мужчинами, но в такой день, как великий праздник начала новой жизни - Новруз, - за столом собирались все домочадцы без исключения.

Даже крошка-сын, спящий в колыбели, присутствовал на празднике - его кроватка стояла в комнате у очага.

Гекатомпил был счастлив безмерно, как и многие из его соратников, благополучно оказавшихся в кругу семьи после военного похода.

Оценить по-настоящему жизнь, вкусить сладость простого общения с родными могут, пожалуй, лишь те, кто побывал на острие смерти.

Глава XVIII

ВСЕОЧИЩАЮЩЕЕ ПЛАМЯ

В дом, где смеются, приходит счастье

(восточная пословица)

Веселье за столом не смолкало.

Поющие девушки-служанки, образовав круг, танцевали. Когда зазвучала веселая песня о смелом парне, который совершает подвиг за подвигом, чтобы завоевать любовь девушки, Гекатомпил не выдержал и сам вышел в круг, увлекая за собой Иотапу.

Они кружили в танце, крепко взявшись за руки и прижавшись плечами. Гекатомпил, разгоряченный вином, не обращал внимания на улыбки окружающих - он во все глаза смотрел на жену, которая в этот день, как и во все предыдущие, была самой красивой и желанной.

Спустя некоторое время Гекатомпилу сообщили, что прибыл его брат с семьей. Закончив домашнее застолье, зороастрийцы обычно отправлялись в гости к родственникам, друзьям или соседям.

Гекатомпил обрадовался известию и изъявил желание самолично встретить дорогих гостей. Выйдя во двор и почувствовав в воздухе запах кострища, Гекатомпил крикнул, чтобы во дворе развели большой костер.

Слуги с радостью бросились исполнять соизволение хозяина, который в этот день был необычайно добр и щедр к ним. Вся домашняя прислуга утром получила вознаграждение, каждый - по два динария.

Когда огонь поумерил свою страсть и прибил обгоревшие палки к земле, через костер начали прыгать, вначале молодежь, затем люди более почтенного возраста.

В числе прочих резвящихся вокруг костра слуг и детворы были и правитель Гандзаки и всей Атропатены басилевс Гекатомпил с братом Авидом, храбрым военачальником.

Слуги прыгали вперемежку с хозяевами, порой сталкивались с ними при приземлении.

Но никто никаких окриков в этот день не слышал - произносить обидные, злые слова, как и хмуриться, в благословенный Новруз было не положено.

Старики переступали через тлеющие угли по краям кострища или просто перекидывали ногу через полыхающее пламя. Маленьких детей проносили на руках, повыше, чтобы ненароком не обжечь.

Огонь считался символом очищения и истребления всего нечистого, поэтому прошедшие сквозь пламя, по поверью, очищались от внутренней скверны и грязи, накопившихся за прошедший год.

Важно было само стремление оставить (сжечь) свои грехи в пламени справедливости и желание стать чище путем соприкосновения со всеочищающим, освобождающим от душевного гнета Атаром (Огнем).

Сегодня Атар спустился на землю и был как никогда близок к людям.

Все традиции строго соблюдались, а также подмечались как ни в какой другой день приметы.

Ведь Новруз был самым важным праздником и определял положение дел каждого на весь последующий год.

К вечеру праздник из-за заборов вырвался на улицы Гандзаки.

Отчаянные молодые парни устраивали между собой небезопасные игрища: соревновались, кто выше пронесется над жарким пламенем костра.

Девушки издали наблюдали за ними, хихикая и кокетливо прикрывая лица краем праздничной накидки.

Их присутствие придавало смелости отважным юнцам и заставляло совершать самые безрассудные действия, порой с риском для жизни.

Рядом веселой гурьбой толпились дети с полными подолами сладостей, полученных во время обхода дворов. Никто в этот день не остался без угощения, а то и щедрого вознаграждения деньгами. Не был обделен вниманием ни один старик, больной или нищий.

В городище было шумно и тесно на узких улочках - все куда-то спешили, смеялись, обменивались поздравлениями и приглашениями зайти в гости.

На шестой день нового года зороастрийцы справляли день рождения пророка Заратуштры, который, согласно преданию, родился в то время, когда расцветали растения, зеленела трава и воды обильно текли из источников.

По традиции, окончание церемоний и обрядов, связанных с Новым годом, приходилось на 13-е число.

Зороастрийцы считали число 13 несчастливым, поэтому этот день они старались провести вне дома, например, собирая душистые целебные травы где-нибудь на высокогорье, чтобы злые духи, засылаемые, согласно поверью, подлым повелителем Царства тьмы - Ахриманом, не причинили им и их близким вреда.

------------------

1. Фарвардин - март

2. Ордибехешт - апрель

3. Хардад - май

4. Тир - июнь

5. Эсфанд - февраль


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1


Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика