Вот уже несколько дней на страницах ряда мировых СМИ пестрит информация относительно решительности ряда европейских стран актуализировать решение сирийского вопроса на Совете Безопасности ООН.
И в этом контексте одним из главных моментов остается "твердая позиция" Кремля, который настаивает на урегулировании внутриполитического кризиса в Сирии без вмешательства внешних сил.
Москву уязвило, что Запад воспринял резолюцию с осуждением Муамара Каддафи как "добро" на операцию НАТО в Ливии. Что касается Сирии, следует заметить, что Дамаск - главный союзник России на Ближнем Востоке. Вместе с тем Совет Безопасности ООН рассматривает проект резолюции, внесенный Францией, в котором содержится официальное осуждение сирийского режима Башара Асада за все более кровопролитное подавление диссидентов.
"Международное сообщество теряет терпение из-за того, что Асад проводит двуличную политику - обещает политические реформы, одновременно ужесточая репрессии. Представители европейских стран говорят, что цель резолюции - не подготовка почвы для вооруженной интервенции, а сигнал Асаду, что насилие, чинимое государством, должно прекратиться.
При рассмотрении позиции отдельных членов Совета Безопасности ООН становится очевидным, что Франция, насколько ей это позволяют возможности державы, все более ужесточается в отношении "авторитарных режимов" в арабских странах. Ну, хотя бы в тех, где период многолетней стабильности перешел в стадию нынешних вооруженных конфликтов и "политических неурядиц".
Франция заявляет: Башар Асад перестал быть законным лидером и должен уйти в отставку. США и Великобритания пока не выдвигают столь радикальных требований, поскольку потенциальные последствия гражданской войны в Сирии на региональном уровне тревожат их сильнее, чем в случае с Ливией. Также важно, что никакой организованной оппозиции в Сирии не существует", - замечают американские политические обозреватели.
Уверенность относительно того, что Николя Саркози с самого начала своего президентства рассматривался как проамериканское преодоление традиционной "голлистской стратегии", в том числе и в рамках политики касательно "арабского мира", кажется, трансформируется в мнение, будто после того, как "бушевская боевитость" США сменилась "обамовской миролюбивостью и осторожностью", Франция на данный момент все более активно и прямолинейно выступает за демократизацию "арабской улицы".
Это, конечно, может раздражать Кремль, а Россия все же, несмотря на не очень устраивающие ее международные геополитические реалии, является постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето, которое, правда, при желании Вашингтона не всегда есть "решающий фактор". Ведь достаточно вспомнить тот же "иракский сценарий". Хотя наряду с этим, конечно, и времена-то немножко изменились.
"Осуждению действий сирийского режима, которого добиваются в ООН Франция и Великобритания, мешает позиция России. Кроме того, Китай, традиционно предпочитающий не вмешиваться во внутренние дела других государств, также противится резолюции. Оба государства, обладающие правом вето, утверждают, что резолюция может привести к военной операции НАТО, подобно ливийской", - говорится в статье немецкого печатного органа Sueddeutsche Zeitung.
"Совет Безопасности и международное сообщество уже погрязли в ливийской ситуации. Что касается вопроса о том, чтобы в СБ рассматривать еще и сирийскую тему, то мы исходим из того, что работа должна быть нацелена на решение проблемы политическим путем, а не создавались бы условия для скатывания к очередным вооруженным конфликтам", - считает министр иностранных дел России Сергей Лавров.
"Россия добилась того, чтобы в британско-французском проекте резолюции Совбеза ООН по Сирии не было упоминания о возможности военного вмешательства в ситуацию в этой ближневосточной стране. Проект резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, который в среду предложили делегации Великобритании и Франции, оказался более мягким, чем ожидалось. Приняв во внимание возражения России, которая считает давление на режим Башара Асада контрпродуктивным, Лондон и Париж ограничились осуждением насилия и не стали включать в документ положение о возможном иностранном вмешательстве. Но и смягченный вариант Москву не устраивает: вынесение сирийского вопроса на обсуждение Совета Безопасности ООН не поможет разрешить конфликт, считают во внешнеполитическом ведомстве РФ", - сообщают российские СМИ.
Отмечается, что делегации Великобритании и Франции признали, что первоначальный проект резолюции, который они собирались предложить коллегам, содержал, помимо символического осуждения, еще и угрозы прямого международного давления вплоть до силового. Но от этой идеи пришлось отказаться.
"Китай и Россия, пользуясь своим правом вето, препятствовали даже принятию официальных заявлений от имени Совбеза, в которых критиковалась Сирия. Не хотели слишком давить на Башара Асада также Бразилия, Индия и ЮАР. Но Запад сопротивлением стран третьего мира, очевидно, раздражен, утверждая, что отказ поддерживать резолюции делает эти страны соучастниками преступлений сирийского режима. Как заявил несколько дней назад британский премьер Дэвид Кэмерон, "если кто-либо проголосует против данной резолюции или наложит вето на нее, это будет на его совести", - цитирует российская пресса.
Приводятся также слова главы британской делегации в ООН Марка Лайалла Гранта и представителя Вашингтона в данной международной организации Сьюзан Райс. "Мир не должен оставаться безмолвным перед лицом ужасающих деяний", - сказал Марк Лайалл Грант. "Историческая правда окажется на стороне поддержавших резолюцию. Некоторые страны в Совете Безопасности используют Ливию как предлог, чтобы не проводить резолюцию по Сирии", - заявила Сьюзан Райс. "Однако у Запада нет иллюзий насчет возможности повлиять на ситуацию. Отвечая на вопрос, может ли новая резолюция, которая даже не вводит новых санкций в отношении Дамаска, повлиять на жесткий курс Асада, официальный представитель Госдепа Марк Тонер заметил: "Может повлиять, а может и не повлиять". В любом случае, если документ будет принят, он, по предложениям Тонера, "усилит ширящееся международное осуждение" действий Дамаска, позволив "создать более широкую коалицию" стран, готовых оказывать давление на Асада", - считают многие российские аналитики.
|