"Сегодня я все-таки получил компенсацию. Деньги взяли с моего арестованного счета и перебросили на счет отца. Правда, при этом я потерял тысячу пятьсот манатов из-за конвертации и банковских расходов", - заявил во время встречи с журналистами руководитель Движения за права человека, главный редактор газет "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан" Эйнулла Фатуллаев.
Хотим напомнить читателю, что речь идет о компенсации, которую азербайджанское государство должно было выплатить Э.Фатуллаеву в соответствии с решением Европейского суда. По мнению Евросуда, суд над главным редактором носил предвзятый характер.
Отвечая на вопросы корреспондента "Зеркала", Э.Фатуллаев заявил, что намерен возобновить издание газет "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан". "Я намерен возобновить издание своих газет, но для этого нам необходима поддержка международных доноров. Мы обратились в пять влиятельных международных организаций, которые выразили готовность оказать нам свою помощь и дали предварительное согласие", - заявил журналист.
Он сообщил присутствующим о создании им новой неправительственной организации под названием "Движение за права человека", которая будет действовать на основе Хельсинкских принципов: "В нашей стране фактически создана однородная политическая система. Ни о какой полярности речи идти не может. Никаких полярных точек зрения или же политической конкуренции нет. Фактически в стране установлен тоталитарный режим", - утверждает Э.Фатуллаев.
По мнению журналиста, в сложившихся условиях очень актуально создание движения, которое построит свою деятельность на основе Хельсинских принципов: "Движение за права человека развернет широкомасштабную деятельность, направленную на защиту гражданских, политических и социальных прав наших граждан. В стране повсеместно нарушаются права на свободу выражения, свободу собрания, на защиту собственности. Если не обеспечить защиту гражданских прав, то о какой будущей политической и общественной деятельности в Азербайджане можно говорить? Я хочу создать платформу, на базе которой объединятся десятки тысяч людей, которые в первую очередь будут защищать собственные права", - сказал Э.Фатуллаев.
По его словам, в семидесятые годы прошлого века в Восточной Европе, а чуть позже в странах Центральной Европы любое демократическое движение создавалось на основе Хельсинкских принципов. Деятельность Движения за права человека будет иметь несколько направлений: "Первым направлением станет общественный контроль за местами заключения, следственными изоляторами, которые остались вне общественного контроля, что создает широкую возможность для самоуправства".
На замечание нашего корреспондента о том, что в Азербайджане действует Общественный комитет по контролю за Пенитенциарной системой, Э.Фатуллаев заметил следующее: "Работа Общественного комитета совершенно не эффективна. Заключенные в Азербайджане сегодня обделены элементарными правами. Меня же обмануть невозможно. Четыре года жил этой жизнью, поэтому я вам обещаю, что мониторинг, который будем проводить мы, будет объективным.
ArrayНам уже удалось получить в Министерстве юстиции предварительное согласие на проведение мониторинга", - заявил Э.Фатуллаев.
На вопрос нашего корреспондента о том, не собирается ли его организация провести мониторинг мест предварительного заключения, он ответил: "Ведь, согласно заявлениям правозащитных организаций, именно там наиболее часто применяются пытки. Мы начинаем с тюрем. А потом посмотрим".
Как выяснилось, следующим направлением деятельности новой организации станет защита прав политзаключенных и прав на собственность.
Выступая на "круглом столе" 6 августа, который был проведен по инициативе Общественной палаты, Э.Фатуллаев заявил, что большинство наших тюрем было построено в советские годы, там имеется очень много бытовых проблем, в том числе санитарно-гигиенических, то есть заключенные лишены элементарных человеческих условий. "Наши тюрьмы не соответствуют стандартам европейской пенитенциарной хартии, хотя Комитет министров Совета Европы в 2006 году рекомендовал данную хартию всем странам - участницам Совета Европы", - указал Э.Фатуллаев. Он подчеркнул, что данные факторы противоречат обязательствам, которые взял на себе Азербайджан перед Советом Европы, международными организациями, поэтому такое положение должно быть искоренено.
"Я старался в ходе своего выступления поднять все проблемы, которые царят в тюрьмах. К примеру, проблему пыток, отношения к заключенным, нарушения их социальных и гражданских прав. Также я подверг критике деятельность правозащитных организаций, представленных в Общественном комитете при Министерстве юстиции, которые в своих отчетах не раскрывают реального положения дел в наших тюрьмах. Они практически не критикуют, а восхваляют. В связи с этим я и предложил создание альтернативного мониторингового комитета, куда вошли бы независимые правозащитники. Кроме того, я выразил надежду, что с помощью международных организаций нам удастся добиться признания независимого мониторингового комитета, в противном случае можно было бы создать представительство независимых правозащитников при Общественном комитете Министерства юстиции", - пояснил Эйнулла Фатуллаев, добавив, что пытки в отношении заключенных применяются в карцерах.
Напомним, что Общественный комитет при Пенитенциарной системе неоднократно проводил мониторинг мест заключения и никогда не находил фактов применения пыток. Мы решили узнать, как члены Общественного комитета при Пенитенциарной системе относятся к созданию новой альтернативной организации, которая также намерена проводить мониторинги в местах заключения.
Член Общественного комитета, председатель фонд "Конституция" Алимамед Нуриев прокомментировал высказывания Э.Фатуллаева следующим образом: "В обществе могут быть различные мнения. В Азербайджане любая организация может подвергаться критике. Однако я не согласен с мнением Э.Фатуллаева о том, что работа Общественного комитета не является эффективной. Нами сделано очень много. Наш комитет стал одним из национальных превентивных механизмов в Азербайджане".
Председатель фонда "Конституция" считает похвальным создание организации "Движение за права человека". По его мнению, ее руководитель сам находился в местах отбывания наказания и имеет достаточно сведений о том, что там творится. "Мы, члены Общественного комитета, не могли сталкиваться с фактами пыток, потому что нам об этом никто не сообщал", - подытожил А.Нуриев.
|