Выстраивание отношений между двумя конфликтующими государствами включает в себя множество противоречивых моментов, неоднозначных факторов и нередко, конечно же, нетрадиционного подхода. В некоторых случаях усилия в данном направлении, как нельзя конкретнее, чисто метафорично можно определить словосочетанием "сизифов труд".
А ведь вопрос также в том, что реализация намерения навести мосты требует установлениЯ рационально обоснованной позиции, логической объяснимости происходящего и принципиальной скоординированности действий.
В интервью с известным армянским правозащитником, режиссером, главой "Кавказского центра миротворческих инициатив" Георгием Ваняном последовательность вопросов и ответов сложилась в некую форму, которая, возможно, хоть как-то прояснит некие отдельные ситуации.
- Учитывая стереотипность общественного сознания, на первый взгляд кажется, что ваша деятельность должна быть не совсем популярна и приветствуема в армянском социуме. Но вы ранее заявляли, что это не совсем так. Какие стереотипы преодолело за последние годы армянское общество в отношении Азербайджана?
- Очень трудно описывать нашу реальность через такие понятия как общество или социум, стереотипы, популярность. Общественное сознание у нас - это вакуум, образовавшийся после раскатов громового голоса Левитана "От Советского информбюро...", который восполняется не мыслителями, не учителями, а наймитами. Они с успехом убеждают своих недалеких заказчиков в том, что парадные речи, плач, визг, истерика, песни и танцы, фольклор и КВН вполне могут заполнить общественное сознание. Те же наймиты убеждают своих, надо предполагать, прикидывающихся недалекими западных спонсоров в том, что в этом созданном ими же "общественном сознании" приобщение к общечеловеческим ценностям возможно только через тренинги и семинары, через познавательные зарубежные поездки и издание макулатуры. Воинствующая посредственность захватила общественное сознание и ежедневно, ежечасно убеждает нас самих и весь мир в том, что наш народ, наше общество не готово стать свободным, независимым, демократичным, мыслящим. И вполне "логично" же, что интеллигенция такого "неготового" народа должна осторожно и постепенно идти в авангарде и распространять свою полусвободу, свою полунезависимость, свою полудемократичность, свои полумысли. Почему же случилось так, куда делись учителя и мыслители? Ответ прост: нам навязали войну, потом ее заморозили только с одним условием, чтобы эта война продолжалась на общественном поле. Какой мыслящий человек сможет удержать свои позиции в журналистике, в литературе, в просвещении, в политике, когда открыт рынок информационной войны? Воинствующая посредственность - вот самый ценный товар на этом рынке.
И, наконец, отвечу на ваш вопрос: армянское общество не преодолело ни одного стереотипа в отношении Азербайджана, наоборот, образовались новые. Жизненный цикл советского человека с его опытом сосуществования и опытом участия в событиях двадцатилетней давности завершается. На смену ему приходит зомбированная молодежь - новая когорта воинов на информационном поле битвы.
- В таком случае каковы на сегодняшний день перспективы "народной дипломатии", если все чаще складывается убеждение, что официальные переговоры между Азербайджаном и Арменией зашли в тупик?
- Для начала опять придется разобраться с терминами. В общепринятой постсоветской практике народная дипломатия - один из фронтов информационной войны.
Эпитет "народная" означает, что это та же дипломатия, но в более вульгарных, гротескных своих проявлениях. Главные качества, которые требуются от таких "народных дипломатов": управляемость, хитрость, двуличие, беспринципность, склонность к интригам.
ArrayСовременный армяно-азербайджанский народно-дипломатический процесс, дубликат политических переговоров - имитация в формальных рамках международной практики и требований организаций-доноров. Как и во всех имитационных процессах, здесь скорее нужно говорить не о тупике, а о трансформации.
Директива Кремля после августовской военной провокации состоит в следующем: Азербайджан и Армения должны вести переговоры, иначе будет война... как в Грузии. К чему конкретно приведет эта трансцендентальная директива - это отдельный вопрос. Но в последние годы перед нашими грантовыми монстрами "народной дипломатии" открывается новая перспектива - постепенный выход из футляра западных ценностей и вхождение в зону кремлевской справедливости, в контекст борьбы против "двойных стандартов" Запада.
И два слова о народной дипломатии в ее хорошем, неискаженном смысле, который более точно отражен в английском - public diplomacy. В моем восприятии, в обстоятельствах нашего конфликта народная дипломатия должна быть альтернативой и антиподом имитационного политического процесса.
Результатом этой дипломатии должно стать исключение расизма и ксенофобии в наших странах путем просвещения и применения действующего законодательства.
Результатом этой дипломатии должно стать наказание виновных за нарушение режима прекращения огня.
Результатом этой дипломатии должна стать компенсация ущерба всех пострадавших от конфликта людей, в том числе тех, кто несет ущерб сегодня - жителей прифронтовой полосы, семей погибших и раненых при режиме прекращения огня. Это должна быть именно компенсация по гражданским искам, выдвинутым против виновных инстанций, или виновных лиц. Здесь есть и национальные, и международные механизмы.
И наконец, результатом этой дипломатии должно стать обеспечение права свободного передвижения граждан наших стран.
Дорогу к этому я пытаюсь прорубить. Это - перспективно и популярно для всех, кто не кормится за счет войны.
- Плюс ко всему, кажется, вы реально задались целью превратить селение Текели Марнеульского района Грузии, где стыкуются границы трех южнокавказских республик, в центр свободы и сотрудничества на Южном Кавказе. А в чем вы видите точки соприкосновения интересов между Азербайджаном, Арменией и Грузией вообще?
- Точка соприкосновения - в интересах граждан Азербайджана, Армении и Грузии избавиться от изнуряющих конфликтов и жить достойно.
Точка соприкосновения - в интересах жителей приграничных зон Азербайджана, Армении и Грузии не прозябать на окраине рядом с минными полями, а жить на оживленном торговом пути, быть посредником в общении соседних стран.
Точка соприкосновения - в интересах мыслящих людей найти новые форматы, общаться с себе подобными, учить и учиться.
- Кстати в самом селении Текели существуют целый ряд социально-экономических проблем. Вы намерены направить усилия на решение имеющихся вопросов?
- Текели - это окраина Грузии, здесь люди живут в моральном, экономическом и культурном тупике, в тупике, который создан армяно-азербайджанским конфликтом. И отсюда нам, общественным деятелям, писателям, журналистам, нужно расхлебывать ту кашу, которую мы же заварили.
Создание Центра мира в Текели, опять прибегну к кулинарной аллегории, очень удобоваримая идея. Понятная и простая. Текели - это символ региона Южный Кавказ: сегодня здесь полный набор социальных проблем. Завтра здесь можно открыть Центр сотрудничества со всей необходимой по современным меркам инфраструктурой - гостиницами, залами для выставок и конференций. Здесь может быть построен Университет. Но для такого будущего нужны новое содержание сотрудничества, нужна энергия, воля для реализации общего интереса.
- Как вы думаете, на какой стадии развития находится выработка гражданской южнокавказской идентичности?
- На эту тему говорится и пишется много спекулятивного - вырабатывается модель некого местничкового глобализма, очень напоминающая идеологию советского интернационализма.
На Южном Кавказе есть три республики, на мой взгляд, степенью их суверенности, независимости определяется развитие гражданской идентичности и развитие народов, живущих в этом регионе.
В интеграции важен общий интерес. Теоретически этот наш общий интерес - в снижении риска реанимации российского империализма, в построении новой государственности. На практике этому мешает армяно-азербайджанский конфликт.
То есть формально Азербайджан и Армения строят государственность и одновременно культивируют разрушение этой государственности. Разрушительные процессы идут быстрее, и мы постепенно скатываемся в феодализм, а значит, готовимся к вхождению в империю.
Противостоять этому процессу могут люди, высшим приоритетом которых являются их гражданская идентичность, их самоотождествление с национальным государством. Граждане независимой и суверенной Армении, граждане независимого и суверенного Азербайджана могут остановить этот процесс разрушения, воспользовавшись историческим шансом своего соседства с Грузией - с государством, где процесс государственного строительства значительно опережает процесс разрушения, государства, у которого есть реальная перспектива независимости и суверенности.
Для того чтобы говорить о южнокавказской идентичности, нужно хотя бы иметь уровень интеграции Евросоюза. До этого нам предстоит пройти путь Сопротивления Империи, прерванный армяно-азербайджанским конфликтом.
|