Президент ИРИ Махмуд Ахмединежад принял 17 сентября находящегося с визитом в Тегеране министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна и выразил заинтересованность своей страны в укреплении отношений с дружественной Арменией, охарактеризовав армяно-иранские отношения историческими. Стороны выразили удовлетворение в связи с развивающимся сотрудничеством, подчеркнув готовность развивать взаимовыгодные отношения. В ходе встречи был обсужден процесс реализации совместных экономических программ.
Поздравив министра Э.Налбандяна с 20-летием независимости Армении, глава МИД Ирана Али Акбар Салехи отметил тот факт, что добрососедские отношения, сформировавшиеся между Арменией и Ираном в течение истории, крепнут день ото дня.
А армянский министр, в свою очередь, заявил, что между Арменией и Ираном нет проблемных вопросов, если и есть, то они из серии технических и решаются общими усилиями.
Во время встречи министры обсудили вопросы двусторонних отношений в политической, экономической и культурной сферах, а также совместные программы в сферах энергетики и транспорта. Кроме того, они высказались за проведение регулярных межмидовских консультаций и расширение договорно-правового пространства отношений. Э.Налбандян и А.А.Салехи коснулись деятельности армяно-иранской межправительственной комиссии, которая играет важную роль в разработке и реализации совместных программ. В конце мая в Тегеране состоялось десятое заседание комиссии, по итогам которого было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере энергетики, водоснабжения, поставок нефти, газа и электроэнергии. Армения и Иран осуществляют ряд совместных энергетических проектов, в том числе строительство из Ирана в Армению нефтепродуктопровода и нефтеперерабатывающего завода, а также Мегринской ГЭС на реке Араз. Армянская сторона вложит 100 миллионов долларов в нефтепродуктопровод Иран-Армения, строительство которого планируется начать в 2011 году и завершить в 2014 году. Стороны также отметили важность проведения дней культуры в двух странах. Собеседники обменялись мнениями вокруг возможностей стимулирования туризма. Была достигнута договоренность о проведении мероприятий в связи с 20-летием (в 2012 году) установления дипломатических отношений между двумя странами. Главы внешнеполитических ведомств Армении и Ирана затронули также региональные вопросы. По просьбе А.А.Салехи Э.Налбандян рассказал о ходе переговоров по урегулированию карабахской проблемы, отметив важность взвешенной позиции Ирана в этом разрезе.
И тут надо бы отметить, что лицемерие официального Тегерана не имеет границ. Буквально несколько дней назад тот же М.Ахмадинежад заявил о нерушимости азербайджано-иранских братских отношений. Он даже признал Армению агрессором и потребовал освобождения всех оккупированных территорий Азербайджана.
ArrayИ на этом фоне официальный Тегеран признает, что имеет поистине дружественные отношения с Арменией при полном отсутствии проблем с ней, если, конечно, не считать оккупацию территорий Азербайджана "техническим вопросом".
А вот с Азербайджаном у Ирана существуют на самом деле серьезные проблемы. Официальный Тегеран никак не желает договориться с Баку о разграничении Каспия, притом претендуя заполучить то, что Ирану никогда не принадлежало.
Иран в альянсе с Россией выступает против строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия. И тут вообще не понятно, какие цели преследует Иран. Подыгрывает ли он России или же пытается сохранить для себя возможность стать транзитным узлом по транспортировке энергоресурсов из Средней Азии в Европу, что позволит ему заиметь серьезные рычаги влияния на определение политической позиции в мусульманских государствах региона? Скорее всего, и то, и другое. То есть сегодня Иран подыгрывает России, как говорится, с дальним прицелом. Давление на Азербайджан нарастает, притом несмотря на ряд серьезных уступок со стороны официального Баку. Азербайджан сохранил полный нейтралитет в вопросе международных санкций в отношении Ирана, даже в определенной степени поддержал в данном вопросе южного соседа, заявив, что Тегеран имеет полное право на ядерные разработки в мирных целях. Это было заявлено на высшем уровне.
Далее, Азербайджан публично взял на себя обязательство о том, что его территория никогда не будет использована для нападения на Иран. И это несмотря на то, что в случае, если Иран станет обладателем ядерного оружия, вряд ли Азербайджан будет чувствовать себя уютно. Наоборот. Иран с ядерным оружием станет непосредственной угрозой для Азербайджана. И, наконец, официальный Баку отказался поддержать любые резолюции в ООН, направленные на осуждение национальной политики тегеранского режима. И это тоже несмотря на то, что проживающие в Иране азербайджанские тюрки лишены элементарных гражданских прав. В последнее время наблюдается обострение отношений Ирана и со стратегическим союзником Азербайджана в регионе - Турцией. На первый взгляд претензии Ирана к Турции более чем обоснованны. Накануне МИД Ирана направил в Турцию запрос с просьбой разъяснить решение Анкары о размещении на своей территории элементов противоракетной обороны (ПРО) НАТО ("Синьхуа").
По мнению иранской стороны, которое озвучил сам глава внешнеполитического ведомства ИРИ А.А.Салехи, размещение радара НАТО в Турции станет недружественным шагом по отношению к Тегерану. Он также добавил, что для самой Анкары нет видимых военных угроз, которые бы требовали подобной реакции. Стоит напомнить, что основной причиной подобного шага США называют растущую военную угрозу со стороны Ирана.
В самой Турции мнения о развертывании радара раннего ракетного обнаружения разделились. Ведущая оппозиционная сила страны в лице Народно-республиканской партии (НРП) в принципе не против установки элементов системы ПРО на территории страны. Но при этом НРП отмечает непоследовательность внешней политики правительства, указывая на ошибочность курса "ноль проблем с соседями", который провозгласило правительство Реджепа Тайипа Эрдогана. В НРП приходят к вполне логичному выводу, что в результате "нулевого" курса ухудшились отношения не только с традиционными союзниками, но и с Ираном, Россией и Сирией, с которыми до того у Анкары были хотя и не идеальные, но все же ровные отношения. И теперь, после провала нового курса, придется заново налаживать отношения, хотя это удается с трудом.
Партия националистического действия (ПНД), наоборот, считает установку американского радара на территории Турции серьезной ошибкой. "Правительство старается создать видимость ухудшения отношений с Израилем, но это не соответствует действительности. Появление в Турции систем ПРО США - самый наглядный пример ложности политики напряженности с Израилем. Посвященные в детали понимают, что система преследует цель защитить именно Израиль..
|