У Армении выработалась привычка быть форпостом, притом неповторимого образца. С легкой руки теперь уже бывшего председателя Госдумы РФ А.Грызлова "многострадальная" республика некогда была наречена форпостом России на Кавказе. Теперь Армения претендует на роль форпоста христианства в регионе. Однако если учесть, что Россия ныне взяла курс на солидаризацию с ведущими мусульманскими государствами региона, то получается нестыковка. К тому же дружить одновременно с Западом и нынешним тегеранским режимом просто невозможно.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад во время визита в Армению, выступая перед журналистами, заявил: "Я сказал, что никто в мире не может изменить карту между Арменией и Ираном. Мы являемся соседями и родственниками, и должны жить бок о бок, чтобы вместе продвигать наши интересы. У нас нет ограничений для расширения сотрудничества".
Доктор политологии, профессор Левон Ширинян, комментируя сие, соизволил оценить слова гостя как проявление дружбы без остатка. "В беседах со мной чиновники и политологи ИРИ в Тегеране высказывались за то, чтобы армяно-иранская граница оставалась в тех пределах, которые сложились с учетом статус-кво "Нагорно-Карабахской Республики" - до Горадиза. Правда, официально они пока не высказываются на этот счет, но полагаю, что наступит и это время", - пояснил Л.Ширинян.
По мнению же заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета (ЕрГУ), доктора филологических наук Гарника Асатряна, данная формулировка не несет какой-либо смысловой нагрузки и является всего лишь декоративным орнаментом всего выступления М.Ахмадинежада, который передает позитивный заряд. "Конечно, было бы крайне желательно, если бы глава иранского государства во время выступления обязательно отметил, что Иран не допустит изменений в карте "НКР", или же в карте региона при том статус-кво, который имеется на данный момент. В таком случае это стало бы весомым и серьезным документом", - подчеркнул завкафедрой иранистики.
По словам же замдекана факультета востоковедения ЕрГУ Вардана Восканяна, очень трудно прокомментировать данный вопрос, поскольку неизвестно, адресован ли он Армении, Турции или же Азербайджану. "Я вообще не понимаю, как может меняться карта между Арменией и Ираном? На мой взгляд, карта может измениться лишь в смысле расширения границ Армении, но никак не их сокращения", - указал В.Восканян.
Он также отметил, что главным достижением армянской стороны можно считать прозвучавшие в заявлении М.Ахмадинежада слова о том, что Иран выступает за урегулирование карабахского конфликта на основании международных принципов, тогда как ранее иранские чиновники высокого ранга "очень часто выступали с заявлениями о территориальной целостности Азербайджана".
Все три эксперта с крайним скепсисом отнеслись к возможности начала военных действий против Ирана, но были единодушны и солидарны в том, что нельзя расценивать визит М.Ахмадинежада как потенциальную проверку Армении на лояльность.
"Безусловно, Армения никогда не станет плацдармом каких-либо действий против Ирана. Об этом можно с уверенностью заявить", - сказал Г.Асатрян. При этом он указал на важную концептуальную задачу, которая состоит в том, что Армения находится в средоточии ислама и христианства. "Арменией начинается исламский мир.
ArrayОсобенно в настоящее время, когда нет ясности в дальнейшей судьбе христианских общин в арабском мире, которым грозит полное исчезновение. Это даже может и в Сирии произойти. В этом смысле Армения становится единственным форпостом христианства в регионе", - пояснил эксперт.
По его утверждению, в этом случае возрастет роль страны в регионе, в том числе как для Ирана, так и для России. Как указал иранист, в Армении должны не питать иллюзий, а осознать, что Иран важен для армянского государства ровно настолько, насколько Ереван важен для Тегерана.
"Вряд ли у президента Ирана имеются какие-либо сомнения по поводу того, что Армения никоим образом не будет участвовать в военных делах против Ирана и никогда не предоставит своей территории для подобных действий. Хотя бы по той простой причине и даже без учета добрососедских взаимоотношений, что такие действия нанесут непоправимый вред стране. Полагаю, в Иране также прекрасно осознают, что в этом отношении у них нет причин для беспокойства", - отметил, в свою очередь, В.Восканян.
"Не предполагаю и уверен, что войны с Ираном не будет. Конечно, могут встретиться сумасшедшие личности и решиться на безответственные действия. И, безусловно, Израиль захочет такого развития событий, но это может завершиться катастрофой прежде всего именно для Тель-Авива. Не будем забывать о том, что Иран - держава, а иранцы - носители имперского мышления. Они же с голыми руками пойдут против танков", - заявил Л.Ширинян.
Как он указал, элите Запада всегда следует помнить о высказывании такого авторитета в политике, как Збигнев Бжезинский, который утверждал, что иранцы - не арабы, следовательно, в этом вопросе надо действовать с пониманием.
"Война с Ираном - это катастрофа мирового масштаба, на которую сейчас не пойдут ни США, ни Европа. Не думаю, что в Израиле или же в Турции заинтересованы в таком развитии событий, когда вдруг они сами окажутся перед лицом серьезнейших проблем", - заключил Г.Асатрян. На фоне обострения турецко-французских отношений из-за принятия нижней палатой Национального собрания Франции закона об уголовной ответственности за отрицание "геноцида армян" визит президента Ирана в Армению как бы остался за кадром. Хотя во время визита президент Ирана не сделал важных с точки зрения интересов Азербайджана заявлений. Например, он не заявил, что Иран считает часть территорий Азербайджана оккупированными, что Иран выступает за урегулирование армяно-азербайджанского конфликта с учетом территориальной целостности Азербайджана. Даже не заявил, что между Арменией и Ираном, несмотря на добрососедские отношения, существуют отдельные разногласия по некоторым региональным проблемам, что можно было бы трактовать как намек на конфликт вокруг Нагорного Карабаха.
Таким образом, позиция официального Тегерана по армяно- азербайджанскому конфликту вокруг Нагорного Карабаха, которую приемлет Азербайджан, озвучивается исключительно в Баку и во время посещения Тегерана высокопоставленными азербайджанскими визитерами. Да, еще иногда Иран голосует за "проазербайджанские резолюции" в различных форумах мусульманских государств.
А вот заявление о том, что "никто в мире не может изменить карту между Арменией и Ираном...", на самом деле является чем-то новым. Если речь идет об Армении, то никто, включая Азербайджан, Турцию и Грузию, не угрожает этой стране изменением международно признанных государственных границ. Да и кто осмелится на подобное, пока Россия является гарантом безопасности Армении?! И вряд ли обращение М.Ахмадинежада в Ереване было адресовано России. Потому вполне допустимо, что иранский глава намекал не на международно признанные границы Армении с Ираном, а на фактические рубежи, которые сложились после оккупации части территорий Азербайджана. Скорее всего, нашему МИД стоит потребовать разъяснений у иранской стороны по поводу этого заявления президента М.Ахмадинежада.
Не менее интересна и вторая часть заявления, где говорится о "необходимости совместного продвижения интересов на международной арене и об отсутствии ограничений для расширения сотрудничества между сторонами". Но, как видится из реалий, ныне, да и в будущем, вряд ли можно рассчитывать или же предположить, что Ереван пойдет на создание военно-политического блока с Ираном. Если Тегеран готов стать еще одним гарантом в обеспечении безопасности Армении, то в регионе может сложиться интересная геополитическая ситуация.
Однако в Тегеране вряд ли могут серьезно отнестись к верности Армении. В искренность заверений о том, что Армения никогда не позволит использования собственной территории против Ирана, верится с трудом. Безусловно, Армения по определению выступает против урегулирования конфликта вокруг иранской ядерной программы силовым методом, поэтому армянские политологи пугают Запад последствиями возможной интервенции в отношении Ирана.
Да, Иран отличается от арабских стран древнейшими традициями государственности. Вполне вероятно, что интервенция против Ирана не станет легкой прогулкой..
|