США и их союзники начали перебрасывать свои войска в район Персидского залива, что стало еще одним доводом в пользу мнений тех экспертов, которые ранее заявляли о неизбежности военной операции против Ирана. По большому счету, промедление смерти подобно. Иранская проблема тем или иным путем требует своего разрешения. Эмбарго на экспорт иранской нефти, по сути, является последней "мирной инициативой" по принуждению Ирана к сговорчивости. Более сильными рычагами мирного характера Запад не располагает.
Даже этот рычаг нельзя использовать в бессрочном режиме. С одной стороны, эта мера не решает саму проблему, а с другой стороны, является фактором, стимулирующим высокие цены на энергоносители. И дело не только в том, что эмбарго на экспорт нефти создает определенный дефицит на мировых рынках, что само по себе стимулирует высокие цены. Проблема в том, что на Западе прекрасно осознают, что цены будут держаться на высоком уровне, несмотря на кризисные явления, охватившие мировую экономику, из-за непредсказуемых негативных ожиданий развития самого конфликта, который в худшем варианте может полностью дестабилизировать этот богатый энергоресурсами регион. А неоправданно высокие цены на энергоресурсы не способствуют преодолению экономического кризиса. По мнению некоторых экспертов, военная операция США против Ирана практически неизбежна. При этом реальность угрозы военного противостояния осознают все, в том числе Россия, и даже Азербайджан. В Вашингтоне уже грозят Тегерану созданием мощного оружия для разрушения подземных ядерных объектов Ирана: Пентагон в срочном порядке запросил у Конгресса дополнительные средства на еще большее увеличение мощности своей самой мощной на сегодняшний день бомбы, именуемой в прессе "сокрушителем бункеров".
В свою очередь глава Пентагона Леон Панетта заявил, что Иран может создать ядерное оружие в течение одного года, а средства его доставки - за два-три года, подчеркнув, что для США и Израиля это "красная черта". Отвечая на вопрос, возможно ли в данной ситуации применение силы против Ирана, он подчеркнул, что "никакие меры не снимаются с повестки дня".
А Тегеран угрожает закрыть стратегически важный Ормузский пролив, который является основным морским путем для перевозки на мировые рынки нефти из района Персидского залива. Вашингтон заявил, что не допустит этого.
Как сообщают израильские СМИ со ссылкой на свои военные источники, войска начали прибывать на оманский полуостров Масира, расположенный к югу от Ормузского пролива, передает "Интерфакс". Там находится база ВВС США.
ArrayЕще около 10 тысяч американских солдат в настоящее время находятся в Израиле для тестирования системы противоракетной обороны страны.
Также на сегодняшний день в Кувейте находятся две американские армейские и вертолетная бригады, а общая численность военнослужащих США здесь достигает 15 тысяч человек. На десантных же кораблях в Персидском заливе размещен экспедиционный батальон морской пехоты общей численностью около 2 тысяч человек.
А по данным издания The Huffington Post, на американскую базу на британском острове Диего-Гарсия в Индийском океане завезены сотни бетонобойных бомб, способных уничтожать хорошо укрепленные подземные бункеры.
Стоит отметить, что в настоящее время в районе Персидского залива уже несут дежурство две американские авианосные ударные группы во главе с авианосцами Abraham Lincoln и Carl Vinson. В марте, как ожидается, к ним присоединится еще один авианосец - Enterprise. А буквально на днях стало известно, что из Средиземного моря в Красное море вошли американская атомная субмарина Annapolis и эскадренный миноносец Momsen. Скорее всего, они тоже держат курс в район Персидского залива.
Не сидят сложа руки и союзники США - Франция и Британия. Как выяснили израильские журналисты, они перебрасывают свои ВМС, ВВС и спецназ в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. При этом Саудовская Аравия переместила часть своих сухопутных сил в восточные районы страны, где расположены основные районы добычи нефти. Также стало известно, что Франция перебросит в район Персидского залива свой атомный авианосец Charles de Gaulle. Ожидается, что в марте-апреле в районе Персидского залива и Аравийского моря будет сосредоточено не менее четырех авианосных ударных групп ВМС США и Франции, передает ИТАР-ТАСС.
Тем временем Россия призывает не допустить превращения района Ормузского пролива в новый очаг силовой конфронтации. Об этом заявил накануне представитель РФ при организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Игорь Лякин-Фролов.
"Все, что там происходит, затрагивает интересы государств ОДКБ. Данный регион соприкасается с границами зоны ответственности Организации. Армения непосредственно граничит с Ираном, РФ и Казахстан граничат с ним через Каспийское море, другие страны-участницы находятся недалеко от этого региона", - подчеркнул он.
По его словам, заявление постсовета ОДКБ отражает позицию всех государств-участников организации, которая призывает все стороны проявлять максимум сдержанности, не допускать развития ситуации по силовому сценарию.
На первый взгляд создается впечатление, что Россия однозначна выступает против любой силовой акции в отношении Ирана. Однако не все так просто. Отношения между Ираном и Россией довольно хрупки, сказал, как сообщает ИА Regnum со ссылкой на сайт EuroAsia, экс-президент Ирана Али Акбар Хатеми-Рафсанджани.
Рафсанджани, который является председателем Совета политической целесообразности Ирана, отметил, что отношения двух стран за последние несколько лет стали более прохладными. Причиной этого, по словам экс-президента, являются "двойственный характер внешней политики России", а также тот факт, что "Иран ошибочно оценивал мировую политику после окончания "холодной войны".
По его словам, если раньше внешняя политика России исходила из общих интересов с Ираном и вопросов безопасности, то теперь ее курс изменился в сторону сотрудничества с Западом, собственного экономического развития и национальных интересов. "Так же, как и Запад, Россия опасается, что Иран в случае необходимости может создать ядерное оружие", - считает политик, которого цитирует сайт EuroAsia.
Одним словом, Россию, мягко говоря, особо не радует возможность появления у Ирана, который является ее соседом, ядерного оружия и средств его доставки. С другой стороны, Россия не желает непосредственно вовлекаться в этот конфликт и полностью солидаризироваться с Западом. Однако при этом в Москве прекрасно осознают, что сохранение нейтралитета при неизбежности силового урегулирования данного конфликта серьезно ослабит геополитическое влияние России в целом в регионе, и прежде всего на Южном Кавказе и Средней Азии, в частности.
И Баку начинает дистанцироваться от Тегерана
Как-то неожиданно депутат Милли Меджлиса, заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" Сиявуш Новрузов предложил переименовать Азербайджанскую Республику в Северный Азербайджан. С подобным предложением он выступил в среду на первом пленарном заседании весенней сессии Милли Меджлиса. "Сегодня в мире имеются примеры этого. Например, Северная Корея и Южная Корея. Можно привести несколько таких примеров. Часть Ирана считается Южным Азербайджаном, поэтому считаю необходимым переименовать Азербайджан в Северный Азербайджан. Это очень важный вопрос", - подчеркнул С.Новрузов. Как уже сообщало "Зеркало", неожиданно это предложение нашло поддержку, притом у проправительственных депутатов, которые еще недавно обвиняли оппозицию в безответственных заявлениях на эту тему, направленных на обострение добрососедских и почти дружественных отношений между Ираном и Азербайджаном..
|