Согласно исламской религии, каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж. Паломничество в Мекку считается хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам, и человек исполнил все необходимые ритуалы в течение 10 дней.
Однако многие мусульмане не ограничиваются посещением Мекки. Они также посещают и гробницы лиц, которые после своей смерти были объявлены святыми.
"В Комитете по культуре Милли Меджлиса проходят обсуждения по вопросу принятия закона о религиозных памятниках и гробницах", - сообщил председатель парламентского комитета Низами Джафаров. По его словам, принятие закона облегчит задачу госструктур по реставрации и реконструкции подобных объектов.
"К таким памятникам могут быть отнесены также места паломничества, мечети, гробницы, которых много в Азербайджане. Этот вопрос мы обсуждаем с Управлением мусульман Кавказа", - сказал Джафаров. По его словам, принятие такого закона позволит взять под охрану азербайджанские культурные и исторические памятники за рубежом:"Например, в Ираке находится гробница Физули, в Сирии - Насими, в Анкаре и Париже - могилы основателей АДР Мамед Эмина Расулзаде и Алимарданбека Топчибашева. Наш моральный долг - беречь эти памятники и могилы. Поэтому нужен закон, который будет регулировать эти вопросы", - сказал он. ("1news.az")
В повести Наримана Нариманова "Пир" рассказывается о мулле - мошеннике, который, стремясь нажиться на невежестве своих соплеменников, провозглашает святилищем... "ореховое дерево". И ему действительно верят. Ореховое дерево становится пиром - местом поклонения. Смотрителем пира назначается тот же самый мулла, которому и открылось это "знамение". В пир хлынули потоки подаяния и мулла "первооткрыватель" пира превратился в богача.
Раньше на территории Азербайджана существовало множество пиров. Как правило, это были могилы людей, которые считались святыми.
ArrayСмотрителями этих пиров выступали потомки этих святых. Они же распоряжались пожертвованиями, которые одаривали эти святилища посетившие их паломники.
После захвата Азербайджана советской Россией многие из этих пиров были закрыты. А их смотрители были репрессированы. Большую часть пожертвований советские чиновники забирали в государственную казну. После восстановления независимости количество пиров вновь стало расти. Были не только восстановлены старые святилища, появились и новые пиры. И опять единственным источником их существования являются пожертвования. В некоторых селениях подобные святыни могут быть отмечены привязанной к дереву ленточкой или лоскутом цветной материи. В Баку, а также в населенных пунктах Абшеронского полуострова, усыпальницы могут иметь изысканный вид - отделаны мрамором, коврами, замысловатыми зеркалами и мерцающими огнями.
Вместе с тем, точных статистических данных о количестве подобных святилищ в Азербайджане не имеется, хотя, по словам экспертов, они исчисляются сотнями. Сегодня почти в каждом районе страны имеется свое "святое место". Самым крупным из них на территории Азербайджана является могила Мир Мовсум аги в Шувеляне. Часть пиров находится под контролем Духовного управления мусульман Кавказа.
Свое возмущение в связи с использованием пиров в качестве средства обогащения высказывал и глава Духовного Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде.
К примеру, 11 июня прошлого года в интервью "Туран" касаясь запрета на создание новых святилищ, которым преклоняются верующие, Аллахшукюр Пашазаде, не приведя конкретных примеров, заявил о злоупотреблениях в этой сфере. "Речь не об исторических местах паломничества, с этим все ясно и никаких вопросов. Сейчас некоторые под предлогом создания святилищ, создают для себя источники доходов от пожертвований верующих",- сказал Пашазаде.
Однако хотелось бы заметить, что пожертвования прихожан также являются одним из источников самого Духовного управления. Как заявил "Зеркалу" глава общины "Мешади Дадаш" гаджи Шахин, доходы от святилища Мир Мовсум аги контролирует непосредственно само руководство святилища. "Они направляют доходы в детские дома, в дома для престарелых, помогают представителям бедных слоев устраивать церемонию бракосочетания", - сообщил Г.Шахин. Он отметил, что это же можно сказать о пире, который находится в поселке Нардаран. Глава общины сообщил, что в свою очередь находящееся в поселке Биби-Эйбат святилище находится под контролем Духовного управления мусульман Кавказа. "И соответственно, это управление распоряжается пожертвованиями, которые преподносят паломники. Но я не знаю, на что тратятся эти пожертвования",- сказал гаджи Шахин.
Вместе с тем все же вызывает интерес вопрос относительно того, какие структуры после принятия Закона "О религиозных памятниках и гробницах" будут контролировать пожертвования в перечисленных выше святилищах на территории страны?
В начале мы несколько раз пытались дозвониться до председателя парламентского комитета Низами Джафарова, но депутат не поднимал трубку. После этого мы обратились по телефону к другим депутатам - председателю партии "Ана Вэтэн" Фазаилю Агамалы и председателю партии "Гражданской солидарности" Сабиру Рустамханлы. Но депутаты заявили, что им ничего не известно о законопроекте.
|