Изначально с уполномоченным по правам человека Германии Гюнтером Нооке предполагал сделать интервью о философии европейских стандартов прав человека. Даже подготовил соответствующие духу предстоящего разговора вопросы. Однако реальная жизнь внесла свои коррективы...
- Нам стало известно, что вы серьезно заинтересовались судьбой арестованных активистов молодежного движения Эмина Милли и Аднана Гаджизаде. Что вам удалось выяснить? И еще, насколько подобное возможно в Германии?
- Начну со второй части вашего вопроса. Даже нельзя представить, что подобное может произойти в Германии. В Германии не только молодые люди, но и все граждане имеют право на свободу самовыражения. Они не преследуются со стороны государства за реализацию этого права.
Дело в том, что один из этих молодых людей, а если быть точным, Эмин Милли должен был меня сопровождать и переводить для меня во время встреч в Баку. Поэтому сразу по прибытии в Баку я узнал, что лишился переводчика.
Насколько мне известно, эти молодые люди занимались политической деятельностью. Это разрешено во всех демократических странах мира. Если так, то Азербайджан не может быть исключением. В Азербайджане должны быть созданы все условия для полноценной политической деятельности.
Сложившуюся ситуацию вокруг этих молодых людей я обсудил с заместителем министра юстиции, с уполномоченным по правам человека. Этот вопрос был затронут также во время беседы в Министерстве иностранных дел Азербайджана.
Замминистра юстиции заверил меня в том, что проблема найдет свое разрешение в строгом соответствии с существующим законодательством. Мне показалось, что он искренне удручен. Оказалось, что он лично знаком с Эмином Милли. Дело в том, что в рамках одного из проектов GTZ Эмин в составе делегации сопровождал замминистра в качестве переводчика в Германии.
Но у меня создается впечатление, что правительство в лице этих молодых людей видит угрозу.
ArrayЯ был в полицейском управлении. Мне отказали во встрече с арестованными лидерами молодежного движения.
Я беседовал с высокопоставленными сотрудниками управления полиции. Удивительно было то, что они мне попусту врали. Это не укладывается ни в какие стандарты.
- И в чем же вам врали?
- Мне сказали, что якобы арестованные активисты не находятся в управлении полиции, якобы они с первых же минут задержания обеспечены необходимым постоянным медицинским наблюдением и правовой защитой, то есть адвокатами. Однако я точно знал, что к моменту нашей беседы все это не соответствовало действительности.
Мне сказали, что семеро молодых людей напились, вели себя вызывающе, то есть ругались и мешали другим. Якобы те двое подошли к ним и попросили вести себя более спокойно. В ответ Эмин и Аднан устроили драку. Таким образом, они пытаются представить жертв этого события в качестве преступников, и наоборот, преступников - в качестве жертв. Меня пытались убедить в том, что якобы в результате нападения и нанесенных ударов со стороны Аднана и Эмина один из тех молодых людей в данный момент находится в тяжелом состоянии.
Насколько мне известно, работница кафе, где происходили эти события, допрошена полицией в качестве свидетеля. Под давлением и страхом она могла дать любые показания. Однако я беседовал с другими свидетелями этого события. Они мне обрисовали диаметрально противоположную картину. Еще раз хочу отметить, что я не мог представить, чтобы мне соврали в полицейском управлении.
- Располагали ли вы информацией о ситуации с правами человека в Азербайджане до приезда в Баку? Если да, то насколько реальность оправдала ваши "надежды"?
- До приезда в Баку я располагал информацией о том, что с каждым годом ситуация с правами человека в Азербайджане ухудшается. Хуже всего то, что, по нашей информации, не предпринимаются меры для улучшения ситуации с правами человека.
Существование законов, соответствующих европейским стандартам, само по себе важно. Но это не все. Намного важнее, чтобы эти хорошие законы работали и люди не становились жертвами вседозволенности. Нельзя допустить, чтобы этот демократический фасад стал прикрытием для повсеместного нарушения прав человека. У меня создается впечатление, что именно с таким явлением мы сталкиваемся в Азербайджане.
- Во время собрания по поводу ареста молодежных активистов директор Института мира и демократии Лейла Юнус обвинила европейские страны и США в том, что они ради геополитических и геоэкономических интересов в регионе закрывают глаза на нарушения прав человека в Азербайджане...
- Экономическое сотрудничество между странами должно развиваться, в том числе и между Германией и Азербайджаном. Никто не может запретить немецким предпринимателям работать в Азербайджане. Кроме того, это отвечает как интересам Германии, так и Азербайджана. Однако при этом совсем не обязательно, чтобы демократические страны закрывали глаза на нарушения прав человека в государствах, с которыми сотрудничают в экономической сфере, и не указывали на них.
- Эта тема является очень болезненной для наших правозащитников. Вам известно хотя бы одно критическое заявление МИД Германии по поводу ситуации с правами человека в Азербайджане?
- Я с конкретными заявлениями не знаком. Однако существуют отчеты МИД Германии по ситуации с правами человека в различных странах, в том числе и в Азербайджане.
- Кстати, наши правозащитники особенно недовольны Германией. И вот почему. Дело в том, что Германия, например, в отличие от Франции, которая всегда воспринималась проармянски настроенной, имеет позитивный имидж в азербайджанском обществе. Однако по нарушениям прав человека в Азербайджане чаще всего с заявлениями выступают США и Великобритания. Чем вы можете это объяснить?
- В прошлом году я прочитал обширный рапорт посла Германии в Азербайджане по ситуации с правами человека в вашей стране. Но не исключаю, что мы говорили о ситуации с правами человека в Азербайджане не так часто и не так обширно, как того требует реальная ситуация. Поэтому я принимаю эту критику и думаю, что ситуацию надо исправлять.
Хочу отметить, что во всех шести бывших советских республиках, а ныне независимых государствах, включенных в программы "Ближнее соседство" и "Восточное партнерство", имеются серьезные проблемы с правами человека.
- Вы побывали во всех этих странах?
- Да, побывал.
- Но тогда, на каком месте, по-вашему, среди этих шести (автор: имеются в виду Молдова, Грузия, Армения, Беларусь, Украина и Азербайджан) стран по уровню соблюдения прав человека находится Азербайджан?
- Среди шести стран Азербайджан по уровню соблюдения прав человека занимает одно из последних мест. И если учесть, что Азербайджан имеет огромные энергетические ресурсы и является, наверное, самым богатым среди этих шести государств, уровень нарушений прав человека в вашей стране воспринимается еще более удручающе.
Подобная ситуация с правами человека может бросить тень на перспективы развития отношений между Германией и Азербайджаном. Демократические государства вряд ли будут заинтересованы в особом расширении даже экономических отношений со страной, где с такой частотой и так серьезно нарушаются права человека.
|