Ситуация вокруг внутриполитического кризиса в Иране все более осложняется. В субботу в консервативной прессе подвергся настоящему разгрому бывший президент Али-Акбар Хашеми Рафсанджани. Его обвинили в том, что он бросил прямой вызов духовному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи, поставив под сомнение справедливость его оценок послевыборной ситуации. Верховный лидер, поддержавший нынешнего президента в ходе кампании, признал переизбрание Ахмадинежада "честным и справедливым".
На следующий день реформисты нанесли ответный удар. Еще один экс-президент, председатель Ассоциации борющегося духовенства Ирана Мохаммад Хатами призвал власти страны провести референдум о доверии Ахмадинежаду и его правительству. В распространенном пятом заявлении ассоциации Хатами сказал, что для разрешения кризиса, создавшегося после президентских выборов 12 июня, необходимо провести референдум, сообщил официальный сайт ассоциации. В заявлении говорится, что вера миллионов людей в честность проведения президентских выборов потеряна. В настоящий момент Ассоциация борющегося духовенства Ирана считает проведение свободного референдума на основании Конституции единственным способом выйти из создавшегося кризиса. Для этого необходимо, чтобы референдум был проведен не органами для проведения выборов, а нейтральными органами, которые пользуются доверием у населения. По мнению Хатами, референдум - единственная возможность властей вернуть доверие людей, утраченное после прошедших в прошлом месяце выборов.
В воскресенье некоторые СМИ со ссылкой на данные иранской телекомпании "Пресс-ТВ" распространили информацию о том, что якобы либеральный первый вице-президент Ирана Исфандияр Рахим Машаи "не проработал на своем посту и трех дней". Назначенный в минувшую пятницу, уже в воскресенье он якобы был отправлен в отставку. Следует отметить, что решение президента Ирана назначить именно И.Машаи на пост первого вице-президента было крайне противоречивым и вызвало критику в адрес главы государства его сторонников. Сообщается, что Машаи является родственником Ахмадинежада - дочь Машаи замужем за сыном президента Ирана. В прошлом году Машаи "прославился" одной своей фразой о том, что иранцы "дружески относятся ко всем народам в мире, даже к израильтянам", которая вызвала гнев среди сторонников курса Ахмадинежада, а также верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи. "Ни один народ на земле нам не враг, Иран - друг США и Израиля и уважает эти страны.
ArrayМы считаем, что американцы - одна из величайших наций в мире", - высказывался он.
А уже вчера Мошаи опроверг сообщения о своей отставке. "Некоторые СМИ в рамках скоординированной кампании распространили информацию об отставке Исфандияра Рахима Мошаи с поста первого вице-президента с целью нанести ущерб правительству, - говорится в коммюнике, появившемся вчера на веб-сайте Мошаи (www.mashaei.ir). - Эта информация является лживой и такие слухи распространяют враги иранского правительства", - говорится в сообщении (ANS- Press).
Как бы то ни было, наблюдатели также отмечают все более проявляющуюся активизацию Рафсанджани, который фактически вступил в борьбу за должность духовного лидера Исламской Республики, что не может не оказывать влияния на тематику внешнеполитических событий.
Отмечается, что у аятоллы Хашеми Рафсанджани есть неплохие шансы - ведь именно в нем вся могущественная иранская религиозная элита может увидеть свое спасение.
В то же время верховный лидер Ирана обвинил страны Запада во вмешательстве во внутренние дела страны. "Враги Ирана заявляют, что они не вмешиваются во внутренние дела страны, однако можно ясно увидеть вмешательство врагов, в частности, вмешательство их СМИ во внутренние дела страны. Помимо этого, утверждение Запада, что он не вмешивается, показывает его "нахальность", - сказал в понедельник верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в ходе выступления по случаю праздника "Мабас" (день, когда Аллах избрал Мухаммеда Пророком). Об этом сообщило иранское информагентство ILNA.
По его словам, страны-гегемоны видят в Иране главное препятствие в достижении своих целей на Среднем Востоке, и это показывает значимость правительства, народа и режима Ирана.
"Враги иранского народа, используя свои средства массовой информации, обучают незаконопослушных людей, как создать напряжение, а затем утверждают, что "мы не вмешиваемся во внутренние дела Ирана", - сказал верховный лидер.
По словам Хаменеи, между народом и теми, кто создает напряжение, есть разница. "Западная пресса называет лиц, создающих напряжение, народом, однако народ - миллионы людей, участвовавших в выборах, а не создающих напряжение. Если человек, вне зависимости от занимаемой им должности, создает нестабильность в обществе или же склонен к нестабильности, он становится "презренным" в глазах иранского народа", - сказал Хаменеи ("Тренд").
Кроме всего прочего, по мнению ряда аналитиков, команде Ахмадинежада еще предстоит столкнуться с трудностями, когда меджлис будет утверждать новый состав Кабинета министров. Сам же президент Ирана начал осуществление проекта "Национальная служба". В рамках проекта президент Ирана в преддверии начала работы нового правительства призывает к сотрудничеству всех чиновников, заинтересованных в содействии в управлении государством с целью улучшения качества управления, сообщило информагентство IRNA. В сообщении аппарата президента Ирана говорится, что на первом этапе проекта "Национальная служба" будут приглашены все специалисты, которые желают оказать помощь правительству в успешном управлении страной. На втором этапе президент создаст специальную комиссию, и все предложения будут рассмотрены.
Итак, сегодня в Иране происходит консолидация политических течений вокруг своих лидеров с естественной их поляризацией. Так, радикалы-исламисты, светские ура-патриоты и националисты сплачиваются вокруг духовного лидера аятоллы Али Хаменеи и старого-нового президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада. Их противники в свою очередь концентрируются вокруг ядра лидеров разноплановых сил: консерваторов, прагматиков и либералов-реформистов - проигравших кандидатов в президенты Мир Хосейна Мусави, Мехди Кярруби, а также бывших президентов - Мохаммада Хатами и Али Акбара Хашеми Рафсанджани. Что произойдет дальше, можно только догадываться. Фактом является то, что обе стороны взвешивают свои варианты. Оппозиция, по всей вероятности, намерена использовать все методы борьбы, имеющиеся в ее распоряжении. Тем не менее, бесспорным является то, что глубинный раскол в иранском обществе, наконец, дал трещину, и лидеры продемонстрировали, что они недосягаемы и неспособны заручиться общественным доверием и поддержкой. С другой стороны, несмотря на общественный протест, верховный лидер Ирана вряд ли пойдет на уступки в краткосрочной перспективе, полагая, что компромисс - проявление слабости, которое лишь спровоцирует еще большие волнения.
|