Сейчас вы читаете газету за 03.09.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Четверг | 03.09.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Политика  
 
 
Полная утрата Россией "права геополитической собственности" на Кавказ
Полная утрата Россией "права геополитической собственности" на Кавказ
Именно это последует в случае открытия армяно-турецкой границы, считает российский политолог Сергей Маркедонов
Четверг, 03.09.2009

Дж.Байрамова размер шрифта  

Похоже, что достигнутые между Анкарой и Ереваном предварительные соглашения рано или поздно приведут к открытию армяно-турецкой границы, причем не без учета национальных интересов Азербайджана. Россия же, которая всегда претендовала на роль главного посредника в процессах на Южном Кавказе, почему-то не подает своего голоса. Любопытно, с чем это связано? Этот и другие вопросы мы адресовали (еще до того, как МИД РФ выступил с соответствующим заявлением) российскому политологу и главе отдела проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергею Маркедонову.

- Я не сказал бы, что Россия молчит. Более того, определенные надежды на то, что Москва приветствует этот диалог, все же есть. Просто не в традициях российской дипломатии в публичных спорах что-либо обсуждать, поскольку между публичной позицией и кулуарным обсуждением имеется разница. Ну а, с другой стороны, давайте порассуждаем: а есть ли у России ресурсы, чтобы воспрепятствовать этому процессу?

Давайте посмотрим. Вопрос нормализации армяно-турецких отношений, как известно, актуализировался после пятидневной войны. С одной стороны, Москва получила победу, в том числе политическую, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, а с другой - создала целый ряд логистических проблем в армяно-российских связях, что в свою очередь лишь усилило замкнутость Армении. Отсюда несложно понять ее интерес к Турции.

Ведь что пытается сделать Армения? Она пытается избавиться от факторов двух зависимостей на своих границах.

Во-первых, это граница с Грузией, где ситуация сильно зависит от контекста грузино-российских отношений, которые еще не скоро нормализуются.

Во-вторых, это граница с Ираном, которая уже зависит от контекста ирано-американских отношений, нынешнее состояние которых тоже не вселяет никаких надежд на скорейшее их урегулирование.

Другими словами, Армения стремится прорубить новое окно в Турцию плюс пытается оторвать вопрос нормализации армяно-турецких отношений от карабахской проблемы. Ну сами посудите, какие имеет возможности Россия, чтобы помешать этому?

Далее, вы правильно заметили, что договоренности эти носят предварительный характер - протоколы пока не ратифицированы. Не уверен, что турецкий и армянский парламенты проголосуют за это "по стойке смирно". Считать, что как турецкое, так и армянское общества выступают за нормализацию отношений, я тоже не могу, поскольку и с той, и с этой стороны все еще есть фобии. Кроме того, сам по себе факт открытия армяно-турецкой границы рискует создать много проблем, в частности, для армянского бизнеса.

Поэтому как будет развиваться процесс нормализации армяно-турецких отношений, пока никто не знает. Безусловно, то, что протоколы подписаны - это шаг вперед, это значимое событие. Но это не окончательное решение, все может измениться в мгновение ока.

ArrayВспомним, что в свое время за соглашение, которое было подписано в Осло по мирному урегулированию конфликта на Ближнем Востоке, дали Нобелевскую премию мира, а в результате что? До сих пор конфликт не решен.

- Два замечания к вашему ответу. Во-первых, вы говорите, что армянский бизнес пострадает от открытия границы. Но и без того хорошо известно, что, несмотря на отсутствие дипотношений между двумя странами, армянские бизнесмены довольно вольготно себя чувствуют в Турции - пусть и неофициально, но торговые отношения между странами существуют...

- Да, это так, торговля существует. Пусть и ведется она в основном через третьи страны, но это факт. Тем не менее, одно дело - когда бизнес этот осуществляется какими-то обходными путями, а другое - при открытой границе. Ввиду того, что турецкий бизнес очень хорошо развит на уровне мелкого и среднего предпринимательства, то вполне возможно, что он просто поглотит весь армянский бизнес.

- Во-вторых, из ваших слов напрашивается вывод, что Россия готова смириться с утратой позиций главного посредника на Южном Кавказе, это так? Плохо или хорошо, но процесс нормализации армяно-турецких отношений продвигается, причем в этом существенную роль продолжают играть Штаты. Не случайно, что накануне достижения тех самых договоренностей Клинтон позвонила Эрдогану, который затем позвонил Алиеву и даже направил в Баку двух высокопоставленных лиц. Что это? Разделение функций США и России на Южном Кавказе, когда Москва решила ограничиться с прозападной Анкарой только экономическим сотрудничеством, или США действительно удалось полностью перехватить инициативу в свои руки?

- По большому счету, разделение функций США и России на Южном Кавказе началось не сегодня и не вчера, а уже давно. Еще с конца 1990-х США стали активно сотрудничать с Грузией без одобрения на то России. США никогда и не теряли инициативу, у них были свои отношения с Арменией даже в момент союзнических контактов с Россией, были свои взаимоотношения с теми же Грузией и Азербайджаном. Штаты не отказались от Кавказа даже после пятидневной войны.

А по карабахской проблеме Россия никогда не скрывала того, что в этом вопросе можно договориться с США и прийти к консенсусу, элементы которого, надо отметить, присутствуют в обновленной версии Мадридских принципов.

Ну, собственно, вы же вытащили ниточку, дальше начинает разматываться клубок - новый статус-кво. Я ведь еще в прошлом году писал, что победа России в грузино-российской войне еще не означает решения всех проблем, как минимум, она приведет к созданию нового набора таковых. Честно говоря, я противник всяких категорий, будь то победы или поражения. Сегодня мы видим один статус-кво, завтра - другой. Мир меняется, меняется Кавказ, через 10 лет он будет совершенно другим.

- Удивляет то спокойствие, которое демонстрирует Россия. Такой она не была, когда на повестку встал грузинский вопрос....

- Тогда это грозило непосредственно Северному Кавказу, потому Россия и проявила собственную инициативу. А сейчас что? Ну как вопрос открытия армяно-турецкой границы может грозить России? Ну, допустим, военная база Гюмри будет выведена, и что? Я не уверен, что эта база спасала Россию от чего-то. Гюмри - далеко не Черноморский флот. Там есть стратегический выигрыш, а здесь что? Максимум, что дает России присутствие этой базы, так это некий элемент привязанности к себе Армении.

Может, открытие границы как-то грозит российскому бизнесу в Армении? Тоже нет, поскольку в сравнении с мелким и средним турецким бизнесом Россия имеет крупный капитал в Армении, и, как следствие, навряд ли российские компании оттуда уйдут. Поэтому какая собственно реакция со стороны России должна быть?

Если бы Армения имела с Россией прямые границы, то тут я понимаю, Россия могла бы быть подать свой голос. А так, о чем речь?

- Речь о том, что с усилением турецкого фактора в Армении Россия постепенно теряет влияние на всем Южном Кавказе. С другой стороны, складывается впечатление, что России действительно выгодно наличие нерешенных конфликтов на Южном Кавказе, иначе она, наверное, не была бы глуха к инициативе Турции по созданию Платформы стабильности на Кавказе и неоднократным ее выступлениям о необходимости проведения совместных встреч. Вы не согласны?

- Давайте сразу оговоримся, России, как и любой стране, не выгодно решение, которое бы не учитывало ее собственных интересов.

- Выходит, вы признаете, что России выгодны наличие неразрешенного карабахского конфликта на Южном Кавказе, а также вечно закрытые армяно-турецкие границы, при которых Армения все время зависела бы от нее?

- Я бы сказал так: позиции России и США совпадают в том, чтобы отделить вопрос армяно-турецких границ от урегулирования карабахской проблемы. Я понимаю, что для Азербайджана это совершенно не нужно и невозможно, однако и Москва, и Вашингтон, как бы это парадоксально ни звучало, здесь рассуждают одинаково. Просто российская дипломатия менее публичная, чем американская, поэтому открыто русские об этом не говорят.

Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2
Новости по теме:

День дагестанской молодежи

Карабах, демократия, газ

Нагорный Карабах угрожает

Тайна следствия и общественное мнение

На Северном Кавказе идет латентная гражданская война

Другие новости раздела
 
Тайм-аут для урегулирования карабахского конфликта
взяли, судя по всему, Армения и Турция

Агрессивная Россия
У Кремля нет концептуального подхода к взаимоотношениям со странами СНГ

Партии готовятся к муниципальным выборам
при полном отсутствии интереса к процессу со стороны населения



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика