Сейчас вы читаете газету за 28.10.2009 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Среда | 28.10.2009
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Общество  
 
 
На побережье - порывистый ветер...
На побережье - порывистый ветер...
К 95-летию со дня рождения Джавада Хакимли
Среда, 28.10.2009


Ругия АЛИЕВА
размер шрифта  

Семь лет назад поздним осенним вечером в дверь квартиры Мамеда Акимова постучали. В дверной глазок он увидел высоких незнакомцев. Словно догадавшись, что хозяин дома колеблется: "Открывать - не открывать", один из незнакомцев на азербайджанском языке спросил Джавада Хакимли - отца Мамеда, предупредив, что к ним пришел гость из Словении.

Тогда Мамед решил открыть дверь. Один из незнакомцев действительно оказался зарубежным гостем. Это был консул Словении в Баку Борут Мегушар. На шум вышел в прихожую и Джавад муаллим. И когда его представили консулу, тот обнял его, поцеловал: "Вот я вас и нашел! Вы защищали мою родную землю от немцев, спасибо вам великое".

Эмоционального гостя повели в столовую, накрыли на стол, несмотря на поздний час. У Джавад муаллима и сон пропал: шутка ли, из тех самых мест, где он в молодости воевал и где потерял многих своих соотечественников, а главное - дорогого друга или, как он считал в душе, младшего брата - Мехти Гусейнзаде, трагически погибшего 2 ноября 1944 г. в селе Витовлье Випавской долины, впервые за 37 лет приехал к нему словенец. Долго оплакивал тогда 26-летнего храбреца Мехти Дж.Хакимли, но что поделаешь. Слезами горю не поможешь. И командир дал себе клятву: вернувшись на родину, в СССР, он приложит все усилия, чтобы увековечить имя героя, рассказывать о нем и его беспримерных подвигах везде и повсюду.

В тот самый вечер, когда незваный гость принес с собой забытый уже аромат травы словенской земли и запах Адриатического моря, Джавад Хакимли долго перебирал с консулом фотографии военных лет, документы, материалы своего частного архива. Ему до боли в сердце было приятно делиться воспоминаниями, спрашивать про Словению, говорить по-словенски.

Герой Советского Союза Мехти Гусейнзаде (Михайло) и его командир Джавад Акимов (Хакимли). Эти два имени неразрывно связаны как символ военного братства и дружбы, преданности и верности.

Они родились в разных частях Азербайджана: М.Гусейнзаде - в Баку, а Дж.Хакимли - в селе Лямбяли Западного Азербайджана. Первый, окончив Тбилисское военное училище, ушел на фронт и в Сталинградском сражении 1942 г.

Arrayв районе г.Калач был тяжело ранен и захвачен немцами в плен. А Дж.Хакимли - кадровый военный, выпускник Тбилисского и Орджоникидзевского военных училищ, был направлен на Крымский фронт; при наступлении немцев в мае 1942 г. он, также получив ранение, был пленен врагами.

Лечение в госпиталях, затем рабочий батальон в украинских Прилуках... И, наконец, судьбоносная встреча Дж.Хакимли в Миргороде с другим военнопленным - бакинцем Мехти Гусейнзаде... Вскоре в составе легиона подружившихся молодых людей вместе с эшелоном военнопленных отправляют в Берлин, где они в районе Добериц, в "4-м отделе переводчиков" в течение трех месяцев изучают немецкий язык. Затем М.Гусейнзаде и Дж.Хакимли в составе 162-й дивизии направляют в 1943 г. в Италию, где дивизия должна была участвовать в подавлении партизанского движения. Однако, вынашивая план побега из плена еще в Миргороде, друзья смогли осуществить его лишь в феврале 1944 г. в предместье Триеста - в местечке Вилла Опчина. Скрываясь в словенских лесах, друзья вскоре при содействии местных патриотов соединились с партизанами 9-го югославо-итальянского корпуса.

По инициативе Дж.Хакимли при 9-м корпусе была сформирована рота из числа бывших советских военнопленных, которую прозвали по-словенски "Руска чета". Командиром ее избрали Дж.Хакимли, а разведчиком и заместителем командира по политчасти стал М.Гусейнзаде.

"Руска чета" под руководством Дж.Хакимли участвовала в многочисленных подрывных операциях против фашистов. Именно здесь М.Гусейнзаде совершил некоторые из своих героических подвигов.

Вскоре Дж.Хакимли назначили начальником штаба 2-го русского батальона под командованием А.И.Дьяченко.

- Характер у меня с молодости был тяжелый, - рассказывал мне Дж.Хакимли в 1998 году, - с трудом я сходился с людьми, а вот Мехти отчего-то я полюбил по-братски. Прикипел к нему душой, сердцем. Знаете, как я берег его? Не позволял ему лишний раз рисковать собой, каждый раз переживал, волновался, когда Мехти шел на очередное задание или подрывную акцию. Порой о его будущих диверсионных актах знали только он и я. Пароли я тоже часто менял ему, например, сегодня паролем было "Солнце над Адриатикой", а завтра: "На побережье - порывистый ветер".

Спустя полвека после Победы, в мае 1994 г., в письме президенту Ассоциации национальных партизан Италии (A.N.P.I) провинции Триест Дж.Хакимли напишет следующее: "В освещении освобождения городов Триест и Гориция и прилегающих к ним населенных пунктов допускались некоторые неточности: в частности, вышеуказанные территории освобождали непосредственно все подразделения 9-го корпуса совместно с 4-й регулярной армией Югославии. Понимая бессмысленность своих действий, немцы прекратили сопротивление и полностью сдались в плен 3 мая 1945 г., а воины 9-го корпуса с частями 4-й армии и населением Триеста вышли на улицы, торжествуя освобождение. Только в 14-15 часов 3 мая 1945 г. на джипе прибыл один американский майор и, поздравив бойцов-освободителей, направился к командованию. Как видите, господин майор со своими войсками немного опоздал выполнить приказ своего командования о занятии городов Гориция и Триест. Так что освобождение Виллы Опчина как основного укрепленного района Триеста произвела Первая русская ударная бригада и больше никто! Здесь мы потеряли 33 воина, а 17 бойцов бригады были ранены".

...Когда в ноябре 1944 г. в селе Витовлье по вине предателя погиб и был наспех захоронен М.Гусейнзаде, именно Дж.Хакимли настоял на том, чтобы легендарный Михайло был перезахоронен со всеми почестями. Его поддержало и руководство 9-го корпуса. Он отобрал 12 партизан из "Руска четы", и глубокой ночью боевые друзья Михайло выкопали труп героя и отнесли на своих плечах на контролируемую партизанами территорию, несмотря на сильный дождь. Согласно мусульманскому обычаю, Дж.Хакимли собственноручно обмыл израненное тело своего дорогого друга, обернул его вместо савана в парашютный шелк.

В день похорон Мехти Дж.Хакимли были отобраны 40 человек для прощального салюта.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2
Другие новости раздела
 
За болезнью в детский сад?
Детсады Баку - источник распространения гриппа и ОРВИ



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Россия требует встать в позицию "чего изволите" Россия требует встать в позицию "чего изволите"
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика