"Возможно, грядущие поколения не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой земле"
Альберт Эйнштейн Альберт Эйнштейн "Я никогда не воображал, что моя миссия - быть странствующим рыцарем, вызволяющим людей из трудного положения. Мое скромное дело - показать людям, что им самим под силу справиться с собственными трудностями".
Махатма Ганди Махатма Ганди 30 января 1948 года. Индия. Дели. Ничем не примечательное жилище. Из него, несколько замешкавшись, выходит маленький, очень худой человек, обернутый только куском домотканого холста, с детской улыбкой и большими оттопыренными ушами. Почтенный старец. Было время вечерней молитвы. Старец поднял голову и посмотрел впереди себя. Чуть поодаль толпились около 500 человек. Они ждали его - своего кумира, человека, которому безоглядно верили и любили. Он тоже любил их. Увидев толпившихся, он улыбнулся. Несмотря на почтенный возраст, улыбка его была детской. Когда он подошел к маленькой деревянной скамейке, на которой обычно сидел во время молитвы, улыбка его стала шире.
ArrayМахатма Ганди вскинул руки и соединил ладони для традиционного приветствия. Люди кланялись ему в ответ. Но после приветствия к старцу бросился человек из толпы.
Это был (как потом выяснилось) член "Раштрия севак сангх", фанатик, индус Натурам Годсе, который три раза выстрелил в него в упор. Улыбка медленно сошла с лица Ганди, руки упали. "О Господи, о Господи, о Господи", - прошептал он, при этом делая знаки, чтобы разъяренная толпа не трогала его убийцу. Через мгновение Махатмы Ганди не стало.
***
Сто сорок лет назад, а именно 2 октября 1869 года, в одном из маленьких княжеств Западной Индии родился Мохандас Карамчанд Ганди. Древний род Ганди принадлежал к купеческой касте бания, однако и дед, и отец Ганди были главными министрами небольших княжеств. В семье Ганди строго соблюдались религиозные обряды - мать была глубоко верующей. Отец Ганди был почитаем за справедливость и неподкупность и, несмотря на высокий пост, оставался небогатым человеком. Он был противником религиозно-общинных распрей, уважал людей независимо от их религиозной и кастовой принадлежности, что нечасто встречалось в Индии в то время. Мохандас был самым младшим ребенком в семье и о своем детстве вспоминал так: "Я был очень робок и избегал общества детей. Единственными друзьями у меня были книги и уроки... Я в буквальном смысле слова убегал домой (из школы), так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать... Кроме того, я был трусом. Я боялся воров, привидений и змей... Темнота приводила меня в ужас...
Насколько помню, сам я был не очень хорошего мнения о своих способностях. Я обычно удивлялся, когда получал награды или стипендии. При этом я был крайне самолюбив, малейшее замечание вызывало у меня слезы".
Робкий, застенчивый мальчик отличался недетской твердостью и независимостью мысли. Ему было 11 лет, когда он понял, что не может согласиться с одной из индийских традиций. Издавна в Индии существовало сословие неприкасаемых - людей, выполняющих самую грязную работу. Им запрещалось посещать индуистские храмы, пить воду из одного источника с кастовыми индусами. Они должны были носить на шее колокольчик, предупреждающий об их появлении. Неприкасаемость передавалась от родителей к детям, и покинуть это сословие было невозможно. Как и всем индийским детям, родители запрещали Мохандасу общаться с неприкасаемыми. "Я, естественно, подчинялся, но возражал с улыбкой, что неприкасаемость не освящена религией и не может быть освящена...
|