НАТО не отказывается от планов принять Грузию и Украину в альянс. Об этом заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Вместе с тем он подчеркнул, что этим странам необходимо активно проводить реформы, чтобы соответствовать критериям, которые предъявляются к кандидатам на вступление. По словам Расмуссена, членство в НАТО не подарок. "Это прежде всего соответствие жестким критериям. Они должны провести реформы, и не только в сфере безопасности", - подчеркнул глава альянса.
В ходе своего выступления в Джорджтаунском университете Вашингтона Расмуссен коснулся также вопроса взаимодействия НАТО с Россией в вопросах ПРО. "Я очень хотел бы видеть, чтобы американская система ПРО, система ПРО НАТО и система ПРО России координировались, чтобы создать общую защиту от ядерной угрозы", - цитирует генсека альянса РИА "Новости".
По словам Фог Расмуссена, сотрудничество с Россией в сфере ПРО перспективно, поскольку НАТО, ЕС, Россия и США сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Глава НАТО предложил России прямо сейчас начать участвовать в создании общей архитектуры безопасности. "Я считаю, что нужно создавать настоящую общую архитектуру безопасности. И это будет настоящая архитектура, если мы построим общую систему ПРО. Я бы призвал Россию рассмотреть это предложение позитивно", - сказал он. Расмуссен подчеркнул, что НАТО не враг России и не собирается нападать на РФ.
Начнем с того, что, если какая-либо страна становится или собирается стать членом НАТО, это происходит на основе стремления и желания данной страны.
С другой стороны, Североатлантический альянс на сегодня составляет основу европейской системы безопасности, поэтому курс на членство в НАТО для Украины и Грузии логичен и оправдан. Для этого есть все основания: опыт продолжительного результативного сотрудничества, готовность к конкретным шагам навстречу со стороны евроатлантического сообщества и т.д. В условиях, когда в современном мире свою безопасность не могут обеспечить самостоятельно даже самые сильные в экономическом и военном плане державы, и в условиях, когда страна граничит со странами, находящимися в разных военно-политических координатах, вхождение в мощную структуру коллективной безопасности, - казалось бы, оправданный стратегический выбор. Тем более что сегодня внутри самого альянса происходят изменения, в частности, продолжается трансформация Организации Североатлантического договора из сугубо оборонительного объединения в полномасштабную структуру безопасности Евроатлантического региона. На самом деле только совместная европейская и евроатлантическая интеграция способна вывести Украину и Грузию на траекторию устойчивого развития как европейского государства.
Эти два процесса невозможно искусственно развести.
ArrayСегодняшние реалии для стран постсоветского пространства, в том числе и для Азербайджана, таковы, что стремление к европейской интеграции предполагает и евроатлантическую интеграцию, которая подразумевает под собой в первую очередь приближение к европейским политическим, социально-экономическим стандартам, нормам и принципам демократии.
Но на самом деле все обстоит не так просто. Одного стремления и желания страны для вступления в альянс недостаточно. Украина и Грузия - это страны, которые до сих пор имели наиболее реальные шансы вступления в НАТО.
Утверждается, что эти страны могут стать членами НАТО, но вначале они должны провести модернизацию институтов, а это процесс, для которого нужно время.
С Украиной, как будто, все понятно. Там избран новый президент, и какой будет политика этой страны в ближайшем будущем, покажет время. Дело в том, что новый президент Украины официально заявил, что данный вопрос, имеется в виду вступление в НАТО, не является актуальным для нынешней политической повестки этого государства. Во всяком случае, заместитель министра иностранных дел Украины Валерий Чалый предлагает на три года отказаться от попыток форсированного вступления в военно-политические объединения и проведения референдумов по этому вопросу. Об этом он заявил вчера во время "круглого стола" в Киеве, передает УНИАН. По словам заместителя министра, он надеется, что после избрания нового президента внешняя политика Украины будет максимально взвешенной, она будет направлена в будущее, а не в прошлое. Также заместитель министра подчеркнул, что в нынешней ситуации, в которой находится Украина, на международной арене нельзя предпринимать резких шагов.
Что касается Южного Кавказа в общем, и Грузии, в частности, то, по мнению европейского эксперта по энергетическим вопросам и странам СНГ Александра Рара, НАТО ослабла в регионе давно. По его мнению, выясняется, что Грузия - ненадежный партнер для НАТО и нестабильная страна. Об этом он сказал в интервью 1news.az. "НАТО при Буше нерационально поставила на Грузию, а нужно было сначала разговаривать с Азербайджаном по поводу продвижения НАТО в этот регион. Сейчас создалась ситуация, что единственным союзником НАТО является Грузия, которую не признают как реального партнера даже в большинстве стран альянса", - сказал он. Поэтому НАТО на Южном Кавказе зашла в полный тупик. Европейский Союз мало что может сделать в Южной Осетии и Абхазии. "Скорее влияние Европейского Союза ослабевает, это и есть причина, почему на Западе возникла идея открытия турецко-армянской границы: чтобы войти в этот регион с другими лозунгами и другими интересами", - считает эксперт.
Но есть и другая причина, по которой НАТО не смогла продвинуться на Южном Кавказе, - это взаимоотношения альянса с Россией. Безусловно, после прихода администрации президента Барака Обамы в Белый дом в отношениях России и США была объявлена так называемая "перезагрузка". По поступающим тогда заявлениям официальных лиц двух стран, "перезагрузка" российско-американских отношений началась уже на фоне конкретных дел, а достигнутые договоренности имеют значение не только для двусторонних отношений, но и для глобальной безопасности и стабильности вообще. Показательно, что тональность российско-американских отношений, которая изменилась с приходом к власти новой администрации США, называлась выдержанной и позитивной. Среди основных тем сотрудничества двух стран были названы борьба с терроризмом в Афганистане, урегулирование на Ближнем Востоке, а также проблемы иранского и северокорейского атома. Кроме того, США и Россия надеялись все же выйти на новое соглашение по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ) и проблемам нераспространения. И, наконец, это проблемные вопросы относительно Косово и Грузии. Разумеется, стабилизация обстановки в Афганистане является общей задачей для России и США. Да и ядерная программа Северной Кореи из этого числа вопросов, которые, если удастся, должны быть решены совместными усилиями. В этих двух вопросах между США и Россией противоречия не существенны..
|