Госсекретарь Хиллари Клинтон завершила турне по Украине, Польше и трем странам Южного Кавказа. Аналитики главной целью этого вояжа называют поддержание упавшего влияния США в этих странах, а также поддержку застопорившегося в последние месяцы проекта Nabucco по строительству газопровода в обход РФ.
Во всех странах постсоветского пространства Клинтон попыталась убедить их в том, что "перезагрузка" не заставит США пожертвовать своим влиянием и политикой. Самая жесткая критика России прозвучала из уст Клинтон именно в Тбилиси, где она назвала присутствие российских войск в отколовшихся от Грузии Южной Осетии и Абхазии "оккупацией".
Действительно, Соединенные Штаты были самыми убежденными и решительными сторонниками Грузии и Украины в их конфликтах с Россией и попытках добиться членства в НАТО. Нынешний визит госсекретаря, как считают политологи, должен был прояснить, как отразилась стратегия перезагрузки отношений с Россией на подходе Соединенных Штатов к отношениям с бывшими советскими республиками. Встречи Хиллари Клинтон в Киеве дали американским комментаторам повод заговорить о подчеркнуто нейтральном тоне заявлений госсекретаря, несмотря на ее напоминание о том, что двери в НАТО для Украины остаются открытыми. Госсекретарь попыталась донести и в Украине, и в Грузии два тезиса. Во-первых, Соединенные Штаты остаются приверженцами обеспечения безопасности в этом стратегически важном регионе. Во-вторых, эти страны должны научиться находить общий язык друг с другом и с Россией. Более того, в рамках визита в Киев госсекретарь США встретилась не только с высшим руководством Украины, но и с одним из оппозиционных лидеров Юлией Тимошенко, со студентами вузов и представителями ряда неправительственных организаций.
В своем небольшом выступлении перед студентами Национального Киевского политехнического университета Х.Клинтон особо акцентировала внимание слушателей на вопросах развития демократии и свободы слова в Украине, подчеркнув, что Соединенные Штаты ожидают от президента Виктора Януковича соблюдения обязательств в этом вопросе, данных во время его встреч с европейскими лидерами.
Акцент в речи госсекретаря США на вопросах развития демократии и свободы слова, конечно же, не случаен. Скорее всего, он свидетельствует о том, что Вашингтон очень чутко реагирует на политику официального Киева в отношении оппозиции и особенно на взаимоотношения власти со средствами массовой информации.
Что касается Грузии, то одна из лидеров Республиканской партии Тина Хидашели выразила удовлетворение встречей с госсекретарем США Х.Клинтон.
На встрече с журналистами Хидашели сообщила, что у нее была возможность задать вопрос госсекретарю. Она напомнила Клинтон заявление, сделанное в Тбилиси Джорджем Бушем, о том, что "Грузия является маяком демократии". Хидашели выразила на встрече также надежду на то, что у новой администрации США будет иная позиция в связи с развитием демократии в Грузии.
"Я выразила надежду, что у новой администрации будет новая позиция в связи с демократическим развитием Грузии, а не такая, какую имела предыдущая администрация. Думаю, что подобные встречи важны в том плане, что появляется шанс зафиксировать иное мнение и донести его до адресата. Я видела очень много встреч с иностранными политиками и знаю, что подобные встречи всегда имели смысл и приносили определенные результаты", - заявила Хидашели.
А вот "шанс зафиксировать иное мнение" ни оппозиции Азербайджана, ни оппозиции Армении предоставлен не был.
В рамках своего визита в Армению госсекретарь США Хиллари Клинтон не обратилась к вопросам политических заключенных и трагическим событиям 1 марта 2008 года, поскольку, кроме того, что в повестке ее визита не было предусмотрено обсуждение этих вопросов, существуют геополитические интересы, связанные с армяно-турецким процессом. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил глава парламентской фракции партии "Наследие" Степан Сафарян (Panarmenian.Net).
Сафарян заметил, что в Армении Клинтон обсуждала вопросы демократизации и даже принятый законопроект о внесении изменений в закон РА "О телевидении и радио", что косвенно относится и к вышеуказанным проблемам.
Отвечая на вопрос журналистов о том, почему Хиллари Клинтон в рамках своего восточноевропейского турне встретилась с оппозиционными силами Украины и Грузии, в отличие от Армении и Азербайджана, Сафарян заметил, что Грузия и Украина ведут евроатлантическую внешнеполитическую линию, и из-за этого спектр встреч госсекретаря США в этих странах был более широк.
Представители же армянских организаций, входящих в состав Правозащитной сети Южного Кавказа, вынуждены были обратиться к госсекретарю США с письмом, в котором отмечают, что внутренние проблемы Армении не менее важны, чем внешнеполитические вопросы.
По мнению авторов письма, визит госсекретаря США в Армению является подтверждением заинтересованности Соединенных Штатов в этой стране. Для улучшения ситуации в стране армянские организации считают необходимым выполнение ряда пунктов: освобождение всех политических заключенных, организация беспристрастного расследования событий 1 марта 2008 года, наказание виновных в гибели 10 человек и другие вопросы.
Особую озабоченность у правозащитников вызывают факты насилия и убийств в полицейских участках, которые остаются нераскрытыми. "Рассчитываем на то, что США в рамках своих возможностей, используя свои рычаги давления на власти Армении, помогут гражданскому обществу и общественности Армении решить вышеуказанные проблемы", - говорится в письме правозащитников.
По мнению же председателя оппозиционной Демократической партии Азербайджана (ДПА) Сардара Джалалоглу, визит госсекретаря США Хиллари Клинтон нанес удар по демократии в Азербайджане и Армении.
"В ходе своего визита в регион Клинтон ни в Азербайджане, ни в Армении не встретилась с представителями оппозиции, и демократические силы не получили ожидаемой поддержки со стороны США. Таким образом, США приносят демократию в жертву своим геополитическим и энергетическим вопросам", - заявил С.Джалалоглу в интервью "Новости-Азербайджан".
Председатель ДПА полагает, что США проводят политику двойных стандартов, по-разному относясь к республикам бывшего СССР. "Так, Клинтон не провела встречи с представителями оппозиции в Азербайджане и Армении. Но в то же время провела встречи с оппозицией в Украине и Грузии", - отметил С.Джалалоглу.
Кроме того, оппозиционный политик заметил, что в ходе визита Клинтон заявила, что развитие демократии в Азербайджане и Армении возможно только после урегулирования карабахского конфликта.
"Но как же тогда возможно вести переговоры и заниматься урегулированием конфликта, не используя демократические методы? Ведь только демократическим путем возможно решить любой конфликт, в том числе и карабахский", - резюмировал С.Джалалоглу.
Действительно, и в Баку, и в Ереване госсекретарь США в осторожных выражениях говорила о необходимости как можно быстрее решить карабахский конфликт на основе Мадридских принципов, согласованных с Минской группой ОБСЕ. То есть относительно перспектив решения карабахского конфликта Клинтон отделалась по форме оптимистическими, а по сути невнятными заявлениями: "Последние шаги к миру зачастую являются самыми трудными, но, по нашему мнению, мир достижим".
В Ереване она еще раз обговорила нормализацию отношений с Турцией и публично призвала Ереван и Анкару как можно скорее открыть границу. А в Азербайджане одной из ключевых тем было энергетическое сотрудничество. Судя по всему, речь шла о судьбе проекта Nabucco. Страна, как говорится, является "незаменимым звеном в снижении энергетической зависимости Европы от Москвы", поскольку только она располагает трубопроводами, по которым каспийская нефть и газ идут в обход России, через территорию Грузии и Турции.
В ходе переговоров в Баку, возможно, речь шла и о дополнительном использовании транзитных возможностей Азербайджана в плане оказания содействия переброске американских войск в Афганистан.
Итак, как писали американские СМИ, данная поездка госсекретаря США была "направлена на продвижение демократии и укрепление американских связей в регионе".
Но визит Клинтон наглядно продемонстрировал и нынешние приоритеты США в отношении отдельно взятых стран постсоветского пространства: в Грузии и Украине это все же "продвижение демократии", а в Азербайджане и Армении - "укрепление американских связей в регионе".
Прежде всего следует отметить, что нынешняя администрация США уже сформировала свое отношение к Азербайджану. Разумеется, это не означает кардинального снижения роли страны во внешней политике Вашингтона, но все же предполагает новый формат интересов и приоритеты в части решения экономических, политических и военных задач. Азербайджан, в частности, является маршрутом коммуникационного сообщения с Афганистаном и Центральной Азией, и таким образом можно констатировать геостратегическую значимость страны для США.
Но приоритеты изменились в другом.
Сегодня США экономические задачи, связанные с добычей и транспортировкой нефти и газа, стараются рассматривать обособленно и менее политизировать эти функции. Совершенно очевидно, что США сохранят свой контроль над главными энергетическими коммуникациями региона и созданным американо-британскими усилиями гигантским энергетическим комплексом в Кавказско-Каспийском регионе.
Кроме стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, регион интересует многие государства в качестве транзитного пути "голубого топлива". "Набукко" и "Южный поток" выступают главными конкурентами в этом споре. Поэтому западное сообщество в лице Вашингтона делает все, чтобы снизить уровень конфронтации Азербайджана и Армении.
Надо полагать, что вопросы поддержки демократии и прав человека в Азербайджане и Армении, которые до сих пор присутствовали на внешнеполитической повестке США, теперь Вашингтон не так сильно интересуют.
Что касается заявлений Клинтон относительно проблемы Нагорного Карабаха, то стало понятно, что позиция Вашингтона в отношении данного конфликта не стала более или менее внятной.
Прежде всего нельзя забывать, что нагорно-карабахская проблема считается очень сложной и трудноразрешимой даже на фоне остальных замороженных конфликтов на постсоветском пространстве. Проблема заключается не только в разногласиях между Баку и Ереваном, которые не хотят уступать друг другу, но и в отсутствии единого подхода глобальных и региональных игроков.
А четкость в определении конфликта, высказанная Клинтон, могла бы привести к вполне предсказуемым последствиям: снижение значимости США или в Азербайджане, или в Армении.
|