Воспринимающие Израиль как "американский полуэксклав" на Ближнем Востоке, возможно, не станут спорить с убеждением относительно того, что государство, претендующее на лидерство в этом стратегически важном регионе, становится пусть и не всегда явным, но точно уж однозначно потенциальным геополитическим соперником Белого дома на ближневосточном пространстве.
"Хотя в большинстве государств, расположенных в районе Персидского залива и Ближнего Востока, отсутствует стабильность, последним арбитром в этом регионе является американская сила", - писал в своей известной книге "Великая шахматная доска" один из теоретиков мондализма Збигнев Бжезинский.
Кстати, апологет "нового мирового порядка" во время интервью, данному в этом году сайту The Daily Beast, заявил следующее:
"США должны быть серьезны в том, чтобы не допустить бомбежку территории Ирана со стороны Израиля. Это не означает просто заявить, что мы против. Это означает, что мы должны будем вступить в конфликт. А перед израильским государством будет стоять выбор отказаться от своей идеи или нет".
Тем не менее, даже вспоминая некоторые "неприятные моменты" во взаимоотношениях между Вашингтоном и Израилем, когда, к примеру, в текущем году президент США Барак Обама, как писала та же израильская пресса, очень недипломатично обошелся (в принципе "недипломатичными методами общения" иногда грешат и израильские чиновники) с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, думается, что Штаты будут продолжать руководиться принципами Realpolitik и не сомневаться в практичности назидания относительно того, что "везде необходимо продвигать своих".
Правда, в данном случае установка звучит несколько метафорично, но ведь иносказательность является надежным орудием дипломатов. "Язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли", - требовал Талейран. Хотя после "откровений" WikiLeaks некоторые поспешили отказаться от талейрановского завета. Но ведь французский министр иностранных дел также предупреждал: "Поменьше усердия, господа!"
"Сегодня политика Анкары направлена на тщательное выстраивание имиджа регионального лидера Ближнего Востока, лидера в исламском мире, для чего необходимо занять более жесткую позицию по отношению к Израилю", - сказал недавно руководитель программы исследований России, Евразии и энергетической безопасности американского исследовательского центра Heritage Foundation Ариэль Коэн в одном из своих интервью.
Эксперт уверен, что, как бы Израиль ни старался наладить отношения с Турцией, Анкара вряд ли кардинально изменит свой нынешний политический курс, который никак не предполагает существовавшее ранее стратегическое партнерство с израильским государством, традиционное при светских правительствах, находившихся у власти до 2002 года.
"Администрация США пристально следит за попытками Биньямина Нетаньяху преодолеть кризис в отношениях с Турцией. В США знают, что Нетаньяху даже готов принять некоторые условия турецких властей, в том числе заплатить компенсации семьям погибших лиц с корабля "Мави Мармара". Но попытки Биньямина Нетаньяху нормализовать отношения с Турцией обречены на провал", - отмечает политолог.
Беспокоит Ариэля Коэна и другое. "С другой стороны, Анкара и Тегеран стремятся "разорвать" тесные связи Азербайджана с Израилем. Развивающиеся процессы могут затронуть интересы Израиля на Южном Кавказе, где Турция пользуется ощутимым влиянием. Особенно это может отразиться на отношениях Баку и Израиля. Тот факт, что Турция и Иран - соседи Азербайджана и являются его важными партнерами, несомненно, влияет на то, что связи с Израилем будут ослабевать. И Анкара, и Тегеран в этом заинтересованы", - подчеркивает аналитик.
|