Сейчас вы читаете газету за 18.12.2010 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 18.12.2010
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > История  
 
 
Министр, при котором открылся университет
Министр, при котором открылся университет
Суббота, 18.12.2010

Вилаят Гулиев размер шрифта  

(Продолжение. Начало см. "Зеркало" от 4 и 11 декабря 2010 г.)

Только в результате вмешательства М.Э.Расулзаде, который привел веские доводы в пользу интернационального характера науки ("Мы можем изучать науки в Китае и можем учиться у китайца в Азербайджане") и сослался даже на авторитет Пророка Мухаммеда, проект не был исключен из повестки дня 21 августа. На этом заседании с собственными соображениями относительно открытия первого азербайджанского университета выступили С.Кравченко (отец Василий, "Славяно-русское общество"), Г.Гарабеков ("Эхрар"), Ю.Ахмедов ("Неприсоединившиеся"), С.Вонсович ("Национальные меньшинства"), А.Эфендизаде ("Эхрар"), С.Агамалыоглу ("Гуммет"), А.Караев ("Гуммет"), М.Михайлов ("Славяно-русское общество"), М.Махмудов ("Мусават").

Принимавший участие в заседании министр народного просвещения Рашид хан Капланов выразил свое отношение к предложениям депутатов. Выступление министра обнаружило всестороннее знание обсуждаемого вопроса, а также его решительную поддержку идеи университета. Настаивая на открытии университета, Р.Капланов как член правительства "исходил исключительно из интересов азербайджанской государственности и тюркской национальной культуры".

(В стенограммах парламента существуют азербайджанский и русский варианты выступления Рашид хана. Исходя из того, что он говорил на тюрко-азербайджанском языке, а русский текст является вольным изложением и между ними встречаются определенные разночтения, я всегда ссылаюсь на оригинальный вариант - В.Г.)

Предупреждая сторонников "углубленного изучения вопроса", министр говорил: "Мы слишком опоздали с открытием университета и потеряли много времени. И если мы примем предложение Гара бека (Г.Гарабеков - руководитель фракции "Эхрар" - В.Г.) и разошлем проект по фракциям для изучения, будьте уверены, что мы не сможем открыть университет ни в этом, ни в следующем году". Решимость Р.Капланова, начавшего свое выступление этими отрезвляющими словами, сыграла свою роль в создании первого университета в годы Первой Республики. Именно поэтому это знаменательное событие связано также с его именем.

С достаточно серьезными критериями он подошел к цели и задачам университета. Министр народного просвещения преставлял себе университет не только как центр по подготовке специалистов, но и как центр науки и культуры, один из важнейших символов воли и интеллектуальной мощи народа. "Мы открываем университет не для того, чтобы подготовить некоторое число преподавателей и студентов. Знайте, что всякий культурный народ идет на любые жертвы ради университета. Народ берет на себя эту важнейшую и священную обязанность в любой благоприятный момент. Создав в стране университет, мы предстанем перед мировым сообществом в новом качестве и докажем Европе свое право на независимость".

По мнению Рашид хана Капланова, недостаточно декларировать свою независимость.

ArrayДля того чтобы зажить действительно независимой жизнью и занять подобающее место в семье культурных народов мира, необходимо было заложить прочный фундамент, каким являлся университет. Только на таком прочном фундаменте народ мог бы полностью проявить особенности своего национального гения, свой творческий потенциал и тем самым обеспечить пути дальнейшего развития и прогресса.

Университет в представлении министра народного просвещения должен был явиться важнейшим сигналом нового, независимого Азербайджана цивилизованному миру. "Мы обязаны обсудить этот вопрос с точки зрения интересов государства", - говорил Р.Капланов, выражавший несогласие с мнением депутатов, считавших, что университет должен лишь готовить учителей или врачей, и добавлял: "Мы объявляем миру, что заслуживаем независимой жизни. Необходимо упрочить национальное самовыражение и обеспечить его будущее. Если нам удастся укрепить таким образом народный дух, мы можем быть уверены, что в будущем он успешно преодолеет все препятствия". Р.Капланов считал, что университет должен быть не только центром обучения, но и центром национальной духовности, центром, который будет вдохновлять и руководить умственной жизнью страны. Научный персонал университета обязан представлять миру Азербайджан с его древней историей и культурой, подземными и наземными богатствами.

Именно по этой причине как министр народного просвещения Рашид хан Капланов не соглашался только отправкой определенного количества студентов за рубеж и откладыванием вопроса об открытии университета до лучших времен. По его мнению, это не оправдывало себя прежде всего с финансовой точки зрения. "Вы очень скоро поймете, как много средств потребует ежегодное обучение 100 студентов за рубежом", - говорил он депутатам, сомневавшимся в целесообразности выделения 5 миллионов манатов на открытие университета. Министр считал, что на деньги, необходимые для обучения 100 студентов за рубежом, в отечественном университете можно обучить 300 человек.

Рашид хан Капланов был в достаточной степени реалистом. Он хорошо понимал, что Бакинский университет не способен соперничать с Оксфордом или Сорбонной с точки зрения обеспечения для своих студентов соответствующей научной и культурной среды. Но, несмотря на это, он считал необходимым во что бы то ни стало учредить университет: "Если мы создадим университет, то сбудутся все наши мечты. Пусть преподавание будет на русском или любом другом языке; если мы привлечем к преподаванию достойных людей, университет будет служить нам".

Бакинский университет основывали буквально на пустом месте. Была только неумолимая логика: если мы самостоятельное государство, если мы твердо решились не оставаться бесформенным конгломератом, а сделаться организованной нацией, играющей подобающую ей роль в общекультурной жизни человечества, университету быть! В своей речи на заседании парламента от 21 августа 1919 года, когда многие даже сомневались в уместности внесения вопроса в повестку дня, Рашид хан Капланов уверенно заявлял: "После учреждения университета число наших студентов будет неуклонно увеличиваться. А спустя пять или шесть лет у нас появятся свои видные ученые, возможно, даже своя профессура".

Он верил в природное благородство, гуманизм и доброжелательность, широту души азербайджанских тюрок. Поэтому он не соглашался с мнением некоторых депутатов, что в "университете, где будут преподавать русские профессора и на русском языке, будет моральное превосходство студентов-христиан над нашими студентами". Он был уверен, что "через два-три года наши студенты будут составлять большинство. Полагаю, что мы, тюрки, не должны поддаваться таким чувствам. Если мы великий народ, то должны признавать и за другими те права, на которые рассчитываем сами".

Р.Капланов, считавший, что университет - это одна из национальных святынь, закончил свою речь следующими словами: "Мы, мусульмане, входя в мечеть, которую считаем святым местом, снимаем обувь. Я хотел бы, чтобы и к университету было такое же отношение. Входя в этот храм науки, мы должны забывать о личных пристрастиях, политических воззрениях и религиозных различиях. Не сомневаюсь, что мы будем считать свой университет храмом науки, служащим будущему процветанию народа".

Прения по университету продолжались на заседаниях 25 и 28 августа, 1 и 18 сентября. Состоялись второе и третье чтения законопроекта. Наконец, большинством голосов был принят закон об университете. На последующих заседаниях основное внимание уделялось организационно-техническим вопросам: приобретению здания и оборудования, определению первичного бюджета, выборам ректора и деканов, вопросу автономии.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1 - 2
Другие новости раздела
 
Карабах: от Кюрекчайского договора до большевистской оккупации
Назначенный 15 июля чрезвычайным и полномочным представителем Азербайджана в Москве Б.Шахтахтинский одним из первых протестовал против российско-армянского договора, но безрезультатно.



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика