Известная правозащитная организация Human Rights Watch обнародовала ежегодный отчет о правах человека в мире.
В разделе, посвященном Азербайджану, говорится, что в 2010 году ситуация с правами человека в Азербайджане оставалась неблагополучной.
Власти по-прежнему использовали уголовное преследование за диффамацию и другие способы запугивания и мести в отношении инакомыслящих журналистов. Известный журналист продолжал отбывать наказание по сомнительным уголовным обвинениям, связанным с его профессиональной деятельностью. Парламентские выборы 7 ноября не соответствовали международным стандартам. Сохранялись и другие серьезные проблемы, такие, как ограничение свободы религии, собраний и ассоциации, а также пытки и недозволенное обращение в местах содержания под стражей.
Европейский суд по правам человека признал лишение свободы Эйнуллы Фатуллаева нарушением его права на свободное выражение своего мнения и призвал к его немедленному освобождению.
За первые шесть месяцев 2010 г. должностными лицами было инициировано 26 уголовных дел о диффамации в отношении журналистов и других критиков власти, по 14 из них судами был вынесен обвинительный приговор. Из 36 гражданских исков чиновников о защите чести и достоинства были удовлетворены 30.
В июле журналист Эйнулла Фатуллаев, отбывающий восьмилетний срок по двум приговорам 2007 г., был приговорен дополнительно к двум с половиной годам заключения по сомнительному делу о хранении наркотиков, которое было возбуждено уже в тюрьме. В 2007 г. ему вменялись клевета, угроза терроризмом и другие обвинения, которые многие наблюдатели считали политически мотивированными. В апреле Европейский суд по правам человека установил, что правительство Азербайджана, лишив Фатуллаева свободы, "грубо" и "несоразмерно" нарушило его право на свободное выражение своего мнения, и предписал немедленно освободить журналиста. В октябре, после безуспешной попытки Баку обжаловать это решение в Большой палате, оно стало окончательным, однако на момент подготовки этого доклада Фатуллаев оставался за решеткой.
Политические активисты и блоггеры Эмин Милли и Аднан Гаджизаде, осужденные по делу о хулиганстве в связи с дракой в ресторане в июле 2009 г., которая, как представляется, была заранее подстроена, в ноябре 2010 г. были освобождены условно досрочно по отбытии половины срока.
Несколько журналистов подверглись насилию со стороны полиции, но никто наказан не был.
В мае сотрудники службы безопасности Бакинского аэропорта заставили норвежского журналиста Эрлинга Бьоргена сдать в багаж камеру с файлами. В Осло оказалось, что исчезли все материалы, которые Бьорген делал в Азербайджане для документального фильма об Эйнулле Фатуллаеве.
В феврале парламент принял поправки в законодательство, запрещающие журналистам вести съемку или запись любого лица без его ведома или согласия. Исключение было сделано только для "оперативно-розыскных" мероприятий, проводимых правоохранительными органами.
Власти ограничивали свободу собраний. Никаких митингов и демонстраций в центре Баку не разрешалось, несанкционированные акции быстро пресекались полицией.
26 апреля бакинской полицией были задержаны около 80 участников пикета в поддержку свободы выражения мнений и свободы собраний.
Пытки и недозволенное обращение в местах содержания под стражей по-прежнему были распространенным явлением при сохранении безнаказанности. Азербайджанским комитетом против пыток, который занимается независимым мониторингом пенитенциарных учреждений, было получено свыше 150 жалоб на такие нарушения. Несколько сотрудников полиции были привлечены лишь к дисциплинарной, но не к уголовной ответственности.
В стране по-прежнему были политзаключенные. На момент подготовки этого доклада неправительственные источники называли цифры от 23 до 45, сюда входили госчиновники, предприниматели и оппозиционеры, арестованные накануне парламентских выборов 2005 г. и осужденные по делу о попытке государственного переворота ("Туран").
Human Rights Watch в своем ежегодном докладе также раскритиковала и власти Армении за то, что они пока не обеспечили эффективного расследования факта применения чрезмерной силы в отношении представителей оппозиции в марте 2008 г., во время столкновений в Ереване, когда оппозиция протестовала против результатов президентских выборов.
"Власти пока не обеспечили конструктивное расследование событий 1 марта 2008 года. Десять человек были убиты, включая двух сотрудников правоохранительных органов. Только четверо полицейских были осуждены за чрезмерное применение силы. В декабре 2009 года они были приговорены к трем годам, но были амнистированы, в то время как двенадцать сторонников оппозиции до сих пор находятся в тюрьме", - говорится в докладе организации.
Human Rights Watch выражает беспокойство по поводу того, что в Армении серьезной проблемой остаются пытки и жестокое обращение в полиции. В этом контексте в докладе затронута тема смерти Вагана Халафяна в отделении полиции города Чаренцаван. Доклад, ссылаясь на официальную версию случившегося, отмечает, что Халафян покончил собой, однако, с другой стороны, приводит точку зрения многих правозащитников и родных, которые утверждают, что Халафян был убит.
Обращаясь к проблеме внесения поправок в закон Армении "О телевидении и радио", организация видит в этом угрозу ограничения плюрализма в средствах массовой информации. "Поправки сократили количество доступных частот, что привело к закрытию телекомпаний. Существующие же вещатели, наоборот, получили привилегии, что создает барьеры с точки зрения получения частот для новых вещателей. Судьба независимой телекомпании "А1+" уже восьмой год как висит в воздухе, несмотря на решение Европейского суда по правам человека в июне 2008 года, в котором отмечено, что Армения нарушила свободу выражения мнения, неоднократно отказав телекомпании в лицензии на вещание", - замечает организация.
Правозащитная организация отмечает также, что власти Армении продолжают ограничивать свободу собраний. "Власти продолжают ограничивать свободу собраний, часто отвергая просьбы провести демонстрацию. Оппозиционные партии и некоторые неправительственные организации утверждают, что сталкиваются с особенными трудностями по проведению мероприятий в закрытых помещениях", - говорится в докладе.
|