Сейчас вы читаете газету за 28.05.2011 число. Для последнего выпуска кликните тут
 
Суббота | 28.05.2011
  О нас | Контакты | Реклама | Поставить закладку | Сделать стартовой |   RSS
 
 
   
   
     Главное > Новости  
 
 
Термин "политзаключенный"
Термин "политзаключенный"
обсудили в Баку на международной конференции
Суббота, 28.05.2011

Р.Оруджев размер шрифта  

В Баку при содействии Ассоциации поддержки развитию гражданского общества в Азербайджане, азербайджанского фонда "Права человека - XXI век", совместной рабочей группы по закреплению международных стандартов в области прав человека, Ассоциации реинтеграции заключенных и Министерства юстиции Азербайджана прошла международная конференция на тему "Необходимость принятия единого определения понятия "политический заключенный". По информации АПА, председатель конференции, почетный председатель ПАСЕ Жаако Лааксо сказал, что это мероприятие внесет значительный вклад в общую правовую практику, применяемую международным обществом. Заведующий отделом администрации президента по работе с правоохранительными органами Фуад Алескеров, рассказав о значимости мероприятия, отметил, что по этому понятию будет выработан единый подход. Заместитель министра юстиции Тогрул Мусаев также выразил надежду на то, что конференция будет содействовать определению критериев понятия "политический заключенный". Выступивший с докладом на тему "Значение проблемы политического заключенного в Совете Европы" депутат Милли Меджлиса, президент Ассоциации поддержки развитию гражданского общества Эльхан Сулейманов сообщил, что некоторые организации при составлении списка в связи с этим вопросом выступают из политических интересов. По его словам, определение понятия "политический заключенный" является одним из самых важных вопросов, стоящих перед международным сообществом. Он выразил уверенность, что удастся разработать единое юридическое определение по термину. Судья Конституционного суда Бельгии Жан-Поль Мурман выступил с докладом на тему "Мониторинг юридических обязательств со стороны политических организаций: сильные и слабые стороны, мониторинговое состояние политических заключенных". На мероприятии выступили также международные эксперты в этой области: Лаури Ханни Кайнен, Роман Виеруш Элски, Гарри Блонд, Эдмон Жуве. Они осветили такие темы, как "Исторические аспекты концепции "политзаключенных", "Определение, критика и подход к понятию политзаключенный". Ф.Алескеров напомнил, что в мероприятии принимают участие депутаты Европарламента, ПАСЕ, Евронеста, эксперты международных организаций, а также члены парламента, представители правительства и правоохранительных органов Азербайджана. И в этой связи он заметил, что целью конференции является достижение на пространстве Европы общих критериев в связи с обсуждением чувствительного для Азербайджана и для ряда стран вопроса о том, что следует понимать под понятием "политический заключенный". "Итогом конференции будет то, что мы подготовим и направим в Европарламент и ПАСЕ документ в форме резолюции. Мы предложим применение этих критериев в каждой из стран без исключения. Мы должны покончить с двойными стандартами.

ArrayВо всех европейских странах должны быть универсальные критерии". Кроме того, чиновник заявил, что в настоящее время нет никакого резона для прибытия специального докладчика ПАСЕ в Азербайджан по политическим заключенным - Кристофера Штрассера. "Потому что, если нет общих критериев, на основании каких соображений Штрассер может делать какие-то выводы?"

"Власти, судя по всему, и далее намерены не пускать в страну докладчика ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане Кристофа Штрассера", - пишет в этой связи Turan.

Отметим, что в марте 2009 года Комитет ПАСЕ по правовым вопросам и правам человека назначил К.Штрассера докладчиком по политзаключенным в Азербайджане. Однако Баку фактически заблокировал его работу, не впуская его в страну. К.Штрассер считает, что причина невыдачи ему визы вызвана тем, что власти Азербайджана посчитали ненужным назначение спецдокладчика ПАСЕ по политзаключенным. "Необходимо выполнять обязательства перед ПАСЕ. Если они не будут выполняться, я призову ПАСЕ применить санкции против Азербайджана",- заявил К. Штрассер. Он также отметил, что в качестве наказания делегацию Азербайджана в ПАСЕ могут лишить права голоса. Спецдокладчик ПАСЕ отметил также, что, по имеющимся у него сведениям, в Азербайджане есть политзаключенные, и они в местах заключения содержатся в очень тяжелых условиях. Ф.Алескеров заявил также, что президент Азербайджана помиловал восемь человек по личной инициативе, без обсуждения в комиссии, передает Trend.

По словам завотделом, в Комиссии по вопросам помилования было рассмотрено 300 обращений, и, учитывая характер совершенных преступлений, степень их общественной опасности, состояние здоровья и семейное положение, а также исправление за время отбывания наказания осужденных, только 82 человека были рекомендованы к помилованию. "Хотелось бы особо отметить, что восемь человек были помилованы по личной инициативе господина президента. Это бывший первый заместитель главы исполнительной власти города Баку Эльданиз Лагиджев, осужденный за растрату компенсаций, которые должны были быть выплачены в связи со снесением строений вокруг расположения Посольства США в Баку. Это лица, которые были осуждены за коррупционные деяния в связи с уголовным делом Али Инсанова: Фахраддин Аббасов, Парвиз Кязымов, Акиф Магеррамов, Анар Намазов, Эльдар Рзаев. Кроме того, были освобождены бывший начальник 23-го отделения полиции Низаминского района города Баку Мушвиг Мадатов, который, злоупотребляя служебным положением, совершил ряд преступлений, и бывший учредитель и главный редактор газеты "Реальный Азербайджан" Эйнулла Фатуллаев", - сказал Ф. Алескеров.

Тема конференции, безусловно, интересна. И прежде всего потому, что сам термин "политзаключенный" еще не имеет общепризнанного определения, четко закрепленного в международных правовых актах. В изданном Human Rights Watch словаре по правам человека приводятся следующие критерии для определения понятия "политзаключенный":

1.Лицо, задержанное без предъявления обвинения после политических беспорядков, демонстраций или акций гражданского неповиновения, которое: а) считается задержанным за выражение своих взглядов или оппозиции правительству без применения насилия, или б) незаконно задержан за принадлежность к определенной группе;

2.Лицо, подпадающее под вышеуказанные категории, по которому позже могут быть предъявлены обвинения в обычных преступлениях под явно ложным предлогом;

3.Лицо, относящееся к обеим категориям, обвиненное и осужденное без справедливого суда или надлежащей правовой процедуры;

4.Лицо, содержащееся в заключении без обвинения в совершении какого-либо насильственного действия, но обвиняемое или подозреваемое в принадлежности к группам, защищающим и совершающим насильственные преступления против государства.

Более широкое определение разработано "Международной амнистией". В представлении этой организации термин "политзаключенный" включает в себя "любого заключенного, дело которого содержит значительный политический, понимаемый в широком смысле слова, элемент: либо мотивацию действий заключенного, либо сами действия, либо мотивацию властей".

Многие эксперты полагают, что данное определение страдает рядом изъянов. Так, например, далеко не во всех случаях подследственными и осужденными, а тем более властями признается политическая мотивация их действий. К тому же политические мотивы у осужденного могли и не иметь место до совершения вменяемого ему преступления.

Поэтому в правозащитной практике окончательное суждение об общественной значимости данного дела и, тем более, об отнесении его к категории "политзаключенный" должно выноситься на основе анализа конкретных нарушений законности и прав человека в контексте действий жертв преследования, достоверности полученной информации, а также при соотнесении с общественно-политической и правовой ситуацией в целом.

Так, например, из рекомендаций экспертов Совета Европы следует, что "предположение, что лицо является "политическим заключенным", должно быть подтверждено prima facie ("первичными") доказательствами; вслед за этим государству, применяющему меру лишения свободы, надлежит доказывать, что заключение полностью соответствует требованиям Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ), как они интерпретируются Европейским судом по правам человека относительно существа дела, что требования пропорциональности и недискриминации были соблюдены, и что лишение свободы было результатом справедливого процессуального разбирательства".

А на сайте известного международного правозащитного общества "Мемориал" отмечается, что в некоторых странах бывшего СССР все еще задаются "вечным" вопросом: "есть ли у нас политзаключенные"? Под этим словом в общественном сознании чаще всего подразумеваются незаконно и/или несправедливо осужденные люди, которые вообще невиновны, а если даже и преступили закон, то сделали это осознанно и исходя из благородных, по собственному и их сторонников мнению, политических целей.

Почему человек, называемый "политзаключенным", уже в силу этого вызывает у многих особое сочувствие, не надо объяснять всем, кто знает историю царской России и Советского Союза. Однако со временем понятия "справедливость", "борьба за благородное дело" и связанные с ними политические мотивы разнообразных действий, направленных против государства, его институтов и их отдельных представителей, стали восприниматься все более неоднозначно.

Наверно, и по этой причине в 1961 г. основателем организации "Международная амнистия" Питером Бененсоном правозащитному сообществу был предложен термин "узники совести". Под ними стали понимать тех, кто преследуется в уголовном порядке или лишен свободы без суда и следствия только за публичное выражение своих взглядов и убеждений, не содержащих призыва к насилию. Естественно, что во всем мире требуют немедленного освобождения таких людей и безусловного прекращения какого бы то ни было их преследования.

Позднее той же организацией понятие "узник совести" было конкретизировано и расширено, так что теперь оно стало чуть ли не каноническим: "Узниками совести можно считать тех, кого преследуют по самым разным причинам, независимо от того, находились ли они в невооруженном противостоянии правящему режиму или работали в легитимных рамках политической системы данной страны, отстаивали свои неотъемлемые права и гражданские свободы или стали жертвами ничем не спровоцированного преследования со стороны властей - в любом случае, если их держат под следствием или в заключении".

Исходя из вышесказанного, "Мемориал" считает, что сегодня термин "политический заключенный" и сходные с ним остаются осмысленными для их правозащитного употребления лишь к действиям, безусловно, неправового (на практике!) государства. Тогда эти понятия можно использовать - как в связи с прошлым, так и в наше время, - применительно к репрессивным мерам против политических или иного рода оппонентов тех режимов, которым не удается скрыть попрание ими международно признанных норм права и гуманитарных стандартов. В таких случаях принято говорить о наличии в государстве политических репрессий - независимо от того, связана ли с преследованием общественная активность пострадавших или ее вообще не было. Но и здесь, если ситуация не характеризуется преследованием только тех, кого называют узниками совести, мы сталкиваемся с массой "смешанных" случаев, когда возможны реальные правонарушения со стороны обвиняемых.

Таким образом, сегодня в рамках правового подхода приложение определения "политический" к понятиям "заключенный" и "уголовное преследование" оказывается малопродуктивным, даже если каждый раз делать специальные оговорки. Иногда предпринимаются попытки предложить несколько иную терминологию. Например, в практике Международного Красного Креста встречается определение "арестованные по соображениям безопасности", которое может оказаться более удачным для обозначения некоторых категорий заключенных. И все-таки, подобные изменения терминологии или обобщения неюридического характера вряд ли способны спасти ситуацию.

Чуть ли не единственным последовательным выходом здесь может быть отделение внеправовых понятий "политического" характера от тех, что используются в правовом поле и относятся к уголовному законодательству, субъектам права, стадиям процесса.

Тогда в отдельную, хотя, возможно, также не абсолютно строго определяемую категорию выделяются те, кого преследуют по заведомо неправовым основаниям, как бы этих людей ни называли - узниками совести, арестованными по соображениям безопасности, жертвами политических репрессий или политзаключенными (в узко традиционном смысле слова).

Кроме того, в связи с обсуждаемой категорией заключенных часто ставится вопрос об особых условиях применения к ним амнистии и помилования. Ведь в дальнейшем соблюдение закона теми, кого принято считать "политзаключенными", зависит от изменения общественной ситуации не в меньшей мере, чем от продолжительности сроков лишения их свободы. Не случайно первым шагом демократических реформ в большинстве стран становится освобождение политзаключенных прежнего, чаще всего тоталитарного, режима. В этих случаях амнистия или помилование, рассматриваемые одной стороной как акт восстановления справедливости, а другой - как акт милосердия, призваны свести гражданский конфликт на нет или хотя бы перевести его в рамки нормальной политической борьбы.

Напомним, что до последнего акта помилования, по сведениям Федерации правозащитных организаций Азербайджана, число политзаключенных в стране составляло 62 человека. Не исключается также, что будут вынесены обвинительные приговоры другим 23, ныне подследственным лицам.


Версия
для печати
Поделиться
Послать
по почте
страница
1
Новости по теме:

Блоггеры, Новрузали Мамедов, политзаключенные...

"Изменения в порядке выдачи виз улучшат миграционную ситуацию в Азербайджане",

Передача функций уполномоченного по вопросам медиа омбудсману целесообразна,

Ахмед Алескеров: "Азербайджанский болельщик должен радоваться победе над "карликами"

Санан Алескеpов: "Кто сказал, что доля секунды - не вечность?"

Другие новости раздела
 
С днем рождения, страна!
Независимость Демократической Республики не раз висела на волоске

Предмет дискуссии - традиции и семьи
Заново вчитываясь в мудрость веков и опыт тысячелетий

В Азеpбайджане нашли платину
А на Абшероне появится зоопарк наподобие Берлинского

"Школа должна воспитывать граждан"
Интервью с исполняющей обязанности директора школы-лицея N6 Гюльшан Оруджевой

Власть может усилить свои репрессии
Состоялось награждение судей, нарушающих законы



Архив раздела

 
 

 

Самое читаемое
 
Неизбежность войны Неизбежность войны
  
Война уже стучится в дверь Война уже стучится в дверь
  
Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия Армения вынуждена тратить большие средства на приобретение оружия
  
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общества
Леворукость не порок




Развитие общества
Детская безопасность летом,

Детская безопасность летом,


Развитие общества
"Нет" и "Нельзя"

"Нет" и "Нельзя"


 
 
© Copyright by Zerkalo 2008   Главное - Развитие общества - Досье - Портрет - Образование для всех - Путешествие - Будущее сегодня - Медицина - От общества к семье - Люди - Книжная полка - Партнерство во имя мира - Взгляд - Hаука - C днем победы! - Дата - Дело №... - Эссе - Технологии - Победа - Архив - Зеркало Германии - Персона - Kнига - Финансист - Aвтограф - Вопрос-ответ - Мысли вслух - Евроинтеграция - Cельское хозяйство - Религия - Cфера - Юбилей - Новости - Наше право - Армейское зеркало - K-9 - Природа - Kриминал - Память - История - Чтение - Общество - Культура - Спорт - В мире - Экономика - Политика