В Турции в парламентских выборах по пропорциональной системе участвовали 15 политических партий, несколько сот независимых кандидатов-мажоритариев. Никаких противостояний в день голосования на избирательных участках практически не было, за исключением нескольких случаев в населенных в основном курдами восточных районах. Но при этом надо отметить, что даже прокурдская Партия примирения и демократии не поставила под сомнения обнародованные результаты выборов.
Результат "делается" во время предвыборной кампании. И тут надо сказать, что правящая партия за счет раздачи муниципалитетами продуктов питания, угля пыталась подкупить голоса избирателей, но в меньших масштабах, чем на предыдущих выборах. Не потому, что правящая партия стала честнее. Просто в Турции существует система общественного контроля, в том числе через СМИ, и, как следствие, власти вынуждены реагировать на негативные явления. Например, на прошлых парламентских выборах один из губернаторов вообще обнаглел и попытался "задобрить" избирателей раздачей холодильников и стиральных машин. СМИ раструбили эту историю на всю Турцию. И губернатору пришлось отправиться в места не столь отдаленные.
Официальные СМИ просто обязаны придерживаться определенного баланса при распространении информации о деятельности правящей и оппозиционных партий, особенно представленных в парламенте. Даже не представленные в парламенте партии имеют хотя и ограниченный, но обязательный доступ в официальные СМИ, в том числе электронные, во время предвыборной кампании. Организация процесса голосования и подсчета бюллетеней не оставляет и тени сомнения в ее объективности и справедливости. В каждом избирательном участке голосуют не более 300 избирателей, что максимально облегчает контроль со стороны наблюдателей политических партий и представителей средств массовой информации как за процессом голосования, так и подсчетом бюллетеней. Каждому наблюдателю и каждому представителю СМИ представляется возможность собственными глазами проконтролировать, сколько избирателей и как проголосовали в каждом избирательном участке. Одним словом, никаких "каруселей", никакого "запихивания" пачками бюллетеней в избирательные урны и, наконец, никаких переносов урн не бывает.
Таким образом, доверие к процессу голосования обеспечивается максимальной открытостью. При этом необходимо учесть, что по законодательству Турции проведение опросов избирателей при выходе из избирательных участков запрещено.
ArrayА проведение предвыборных соцопросов и обнародование их результатов прекращаются за две недели до выборов. То есть, с одной стороны, в течение этого двухнедельного срока избиратель находится "в свободном плавании", что, безусловно, является позитивным фактором, с другой стороны, из-за запрета на проведение опросов в день выборов ситуация приводит к тому, что не с чем сравнивать официально обнародованные результаты. И отсутствие поствыборного противостояния по данному вопросу свидетельствует о высоком доверии турецкого избирателя к организации процесса голосования, и это несмотря на жесткую конфронтационную атмосферу предвыборной кампании и максимальную поляризацию общества.
А сейчас перейдем к результатам выборов. По результатам обработки 100 процентов бюллетеней правящая Партия справедливости и развития (ПСР) набрала 49,91% голосов избирателей (326 депутатских мандатов), основная оппозиционная политическая сила - Народно-республиканская партия - 25,92% (135 мандата), Партия националистического действия - 12,98% (53 мандата). Независимые кандидаты-мажоритарии от прокурдской Партии примирения и демократии (ППД) в целом получили 6,65% голосов избирателей и будут представлены в будущем парламенте 36 депутатами. В голосовании приняли участие чуть более 43 миллионов избирателей из 50 млн. 330 тысяч, то есть 85 процентов имеющих право голоса. Обращает на себя внимание, что почти миллион бюллетеней был объявлен избирательными комиссиями недействительным. Это общие итоги выборов, которые мало что могут сказать непосвященному читателю.
Необходимо отметить, что в результате этих выборов может быть впервые в истории Турции парламент почти на сто процентов будет отражать волеизъявление избирателя. Элементарный математический расчет показывает, что остальные "непроходные" партии, участвовавшие в выборах по пропорциональной системе, получили всего 4,5% голосов избирателей. Для Турции это почти ничего. То есть произошла максимальная консолидация турецкого избирателя вокруг четырех ведущих политических сил: ПСР, НРП, ПНД и прокурдской ППД. Не исключено, что результаты не совсем отражают реального соотношения сил в обществе. Например, правоцентристская Демпартия на предыдущих выборах 2007 года получила почти пять процентов голосов, а в нынешних - менее одного. Скорее всего, на этих выборах электорат голосовал не просто за левых или же правых, а за потенциальных победителей как в том, так и в этом лагере. В правоконсервативном лагере это были ПСР и ПНД, а левом - НРП.
Во-первых, обращает на себя внимание, что с точки зрения результатов голосования ПСР получила максимум того, на что рассчитывала, - 50% голосов избирателей, то есть оправдав самые оптимистичные прогнозы. Это большой успех по сравнению с предыдущими выборами. Но, с другой стороны, партия в третий раз получила мандат от избирателей на единоличное формирование правительства. В течение последних сорока лет такого в истории Турции не было.
И все же вряд ли лидер партии, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган может считать эту победу полной. Сможет ли он выполнить заявленную перед выборами цель - достичь абсолютного большинства в парламенте?
На выборах в 2007 году ПСР набрала 46,6%, на нынешних - почти пятьдесят. В предыдущем парламенте ПСР имела 341 депутатский мандат, а ныне - всего 326, то есть на 15 меньше. И это несмотря на увеличение поданных за ПСР голосов. Однако ему не удалось добиться заявленной цели. То есть конституционного большинства в две трети, для чего нужно иметь 367 мест в парламенте, что позволило бы правящей партии принять новую Конституцию без учета позиции оппозиции и без референдума. Но хуже другое...
|